
Все большему числу деток в возрасте 3-х лет ставят диагноз задержка речевого развития. А многие из них в три года вообще не говорят. Ни слова.
И родители терзаются разными вопросами: Как? Почему? Что не так? Что делать? Как помочь? А вдруг не заговорит? Никогда…
Зачастую ответы на эти вопросы в поликлинике им не дают. А главное – в детских поликлиниках не рассказывают, что такое правильное развитие ребенка, начиная с его рождения. Насколько оно важно для дальнейшего формирования речевых навыков. Чтобы, когда ребенку исполнилось 3 года, не услышать то самое: «задержка речевого развития».
А еще: «задержка психического развития». Которую, как вагончик, следующий за локомотивом, тащит следом за собой задержка речи. Ведь неполноценная речевая деятельность накладывает свой отпечаток на развитие высших психических функций у ребенка.
Конечно, родители пытаются помочь своим детям и обращаются к специалистам. И, в первую очередь, многие идут к логопедам. Но результата нет.
Почему?
Многие логопеды занимаются только развитием речи, постановкой и исправлением звукопроизношения. А для того, чтобы запускать речь нужно изучить нейропсихологию, дефектологию и логопедию. И если специалист не владеет смежными дисциплинами, то помочь в запуске речи, к сожалению, не сможет.
Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика – это как листочки на дереве. А корни-то уходят глубоко вниз. Поэтому сперва нужно удобрить почву, вырастить хорошую корневую систему – нервную систему, ствол – созревший головной мозг. И только тогда получим плоды – речь.
Что такое речь? Это сложный механизм, формирование которого начинается еще в утробе матери. Высшая психическая функция. Можно сказать, «королева» всех функций.
Чтобы она возникла, малыш должен пройти все этапы развития. Начиная с развития сенсорной системы: зрительной, вкусовой, слуховой, тактильной, обонятельной, вестибулярной, далее следует сенсомоторное развитие, после -перцептивно-моторное развитие и так далее.
Советы
- Начинайте общаться с малышом как можно раньше. Идеально – со времени, когда он еще находится в утробе. Все добрые слова, сказки, песни – всё идет на пользу.
- Обязательно смотрите на ребенка, когда контактируете с ним.
- Занимайтесь перед зеркалом. В этом случае мальчик или девочка видят, как двигаются мышцы лица, рождаются звуки.
- Постоянно повторяйте слова, чтобы малыш их скорее запомнил.
- Произносите фразы четко и медленно – по той же причине, что указана в предыдущем пункте.
- Поощряйте каждую попытку ребенка говорить, даже если у него что-то не получается.
- Сначала похвала, затем «работа над ошибками». Проще: малыш должен осознать, что развитие речи – это полезная вещь, за которую ему говорят добрые слова.
- Тратьте на обучение навыку говорить по 10 минут каждый день, не переусердствуйте, иначе ребенок замкнется.
- Больше читайте. Это помогает сформировать у малыша хороший словарный запас.
- Учитывайте темперамент. Возможно, проблема не в том, что ребенок не может освоить разговорный навык, а просто он не хочет произносить слова и предложения.
- Объясняйте детям, как строить фразы, задавать вопросы, использовать сложные конструкции в речи.
- Учите с малышом коротенькие стихотворения, потешки, песенки. Чтобы появилась хорошая речь, нужно регулярно заниматься ею. И начинать стоит очень рано. Но подчеркиваем, не переусердствуйте. Из-за этого тоже могут возникнуть проблемы.
- Чтобы мотивировать ребенка на речь, не используйте слова «повтори», «скажи» и «назови». Лучше выразительно (с помощью интонаций, эмоций, ударения) говорить ему то или иное слово в необходимый момент.
- Например, ребёнок у вас что-то просит. Пока вы протягиваете (и делаете это медленно) ему этот предмет, и пока вы его не отдали крохе, говорите «дааааай» или несколько раз «дай дай дай» и подкрепляйте слово жестом. Отдать ребенку предмет стоит после его попытки повторить за вами слово. Оценивайте возможности ребенка. Если он действительно может сказать вам слово (быть может подобное вы уже слышали от него), старайтесь каждой такой ситуацией выудить из него слово. Для этого продолжайте эмоционально оформлять слово, как-то по-разному интонировать. Если ребенку объективно трудно сказать слово целиком, то отдайте ему предмет после попытки произнести его хоть как-нибудь, с каждым разом понемногу повышая планку. После каждой такой ситуации хвалите ребенка сразу, как только он сказал или попробовал сказать слово.
- В случае, когда ребёнок просит что-то конкретное, давайте ему выбор «это или это» (выделяя ударную гласную). Во-первых, вы даете ребёнку выбор — это важно по многим причинам. А во-вторых, коротким словом «это» мотивируете его на речь. В этом случае опять же выделяйте ударную гласную, можно более протяжно её произнести.
- В ситуациях, когда нужно сказать «да» или «нет», используйте эти слова, а не одинокое кивание или мотание головой из стороны в сторону. Если в разговоре ребенок вам кивает или машет головой (в ответ на ваш вопрос, например), делайте вместе с ним движение и озвучивайте его «да» или «нет».
- Играйте с ребенком в игры с куклами, мягкими игрушками, машинками — в общем, с чем-то объемным. Плоские предметы, карточки и тд мало интереса вызывают и надолго не занимают. Обыгрывайте с ними различные ситуации, где можно использовать звукоподражания.
- Важность звукоподражаний в том, что это следующий этап развития речи после овладения отдельными звуками. Сразу четко сказать слово из нескольких слогов невозможно. Идете с ним по квартире, что-то собираете, убираете игрушки — используйте те же звукоподражания. Обыгрывайте их эмоционально, интонационно, чтобы ребёнку было интересно, во-первых, вас слушать, а во-вторых, за вами их повторять. Если ребенок просто слышит, что мама ходит говорит «бух бух бух» как бы бурча себе под нос, то это не интересно. Это лишь создает звуковой шум и никак не мотивирует на речь.
- Общайтесь с ребёнком короткими фразами, но нагруженными смыслом. Не надо беспрестанно рассказывать ему обо всём, что вы делаете//будете делать, если конечно вы не хотите работать радиоприемником. К тому же, паузы в вашей речи необходимы для того, чтобы ребенок успел обдумать сказанное, как-то отрефлексировать.
- Еще одна важная вещь. Вступать с ребенком в диалог важно, в каком возрасте бы он ни был. Совсем младенец или уже полуторагодовалый//двухлетний//трехлетний малыш нуждается в том, чтобы с ним общались, а не просто «ставили его в известность». Задавайте ему вопросы, делайте паузу, как бы ожидая ответа, будьте эмоционально близки с малышом. Для чего это нужно? Это позволит крохе почувствовать себя важным, нужным. Он будет чувствовать, что заинтересованы в нем и его мнении, что с ним хотят общаться и ждут его ответа в любом случае, не важно может он сейчас ответить или нет. Рано или поздно он захочет найти в себе силы и возможность вам ответить. Может быть по-своему, не совсем типично, не совсем понятно, но это будет огромный шаг и личная победа для малыша.