Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Мнемотехника: просто и понятно

Упражнения Методики работы
Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания информации.

На словосочетание или слова нужно придумывать картинки, которые бы их обозначали. В результате весь текст выглядит как определенная схема, смотря на которую ребенок может воспроизвести загадку, стихотворение или скороговорку.

Такие приемы очень важны для детей дошкольного возраста, т.к. их мыслительные задачи решаются, как правило, с помощью внешних средств, т. е. они намного лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4−5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Правила работы с мнемотехникой

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

  • знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
  • знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
  • знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
  • замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Последовательность работы с мнемотаблицами

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Результаты использования мнемотехники в логопедической работе

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  • у детей автоматизация звуков речи происходит быстрее и интереснее;
  • дети учатся добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • дети учатся формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
  • совершенствуются психические процессы: внимание, память, мышление.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Примеры использования мнемотехники

1. Использование мнемодорожек и мнемотаблиц при изучении, постановке и автоматизации звуков

На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»: выучить двустишие или четверостишие, в котором присутствует автоматизируемый звук и повторять его многократно в течении нескольких дней. Использование данного метода показывает, что для точного повторения скороговорок необходимо схематичное изображение отдельных частей. Вот здесь на помощь приходит и мнемотехника. Использование системы мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

2. При заучивании стихотворений

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

3. При составлении рассказа

План рассказа:

1. Характерные признаки осени (солнце, дождь, листья опадают)

2. Что собирают в садах и огородах (дары природы)

3. Подготовка зверей к зиме;

4. Одежда поздней осенью. (как одеваются люди)

3. При составлении описательного рассказа

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Мнемотехника будет вашей палочкой-выручалочкой в начальных классах!