Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

2024-05-06 11:11 Методики работы
Зачем вы заставляете моего ребенка кривляться перед зеркалом? Вы же логопед, так исправьте звуки ребенку, зачем все эти лишние упражнения?
Знакомо?
Что поделаешь, не знают родители что "кривляния перед зеркалом" - это артикуляционная гимнастика, которая подготавливает язык, губы и мышцы рта к постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи мость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Основные правила артикуляционной гимнастики

  • Проводить занятия нужно регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
  • Сначала выполняйте движения медленно, следите за их точностью.
  • Каждое динамическое упражнение выполните по 5-7 раз, статические (удержание позы) - по 5-15 секунд. Чем старше ребёнок, тем больше повторений и времени уделяется одному упражнению.
  • Средняя продолжительность АГ 15 минут.
  • Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
  • Родители могут завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий можно делать заметки, на что обратить внимание в следующий раз.
  • Обязательно хвалите ребёнка за успехи, мотивируя на старание и усидчивость.
  • Если ребёнок устал, сделайте перерыв, смените деятельность. Можно рассказать стишок, вспомнить песенку с движениями или сделать пальчиковую гимнастику.
  • Также можно включать в комплекс АГ упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
Развиваем артикуляционные мышцы:
  1. Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
  2. Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
  3. Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
  4. «Лакаем молоко» как кошка
Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Успейте пройти интенсив «Практикум по артикуляционной гимнастике» уже сейчас и используйте новые навыки в своей работе!

После обучения вы сможете применять современные игровые подходы и эффективно преодолевать моторные нарушения речи у детей разных возрастов.

Получите 14 комплексов на разные группы звуков, памятку для родителей, сказки, игры и упражнения по биоэнергопластике и сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики и научитесь все это использовать в работе с детьми самых разных возрастов.