Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Коррекция звукопроизношения: практика по постановке и автоматизации звуков

Методики работы
С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом количество звуков, которые требуют коррекции может быть различным. Различны и причины одинаковых, на первый взгляд, нарушений дикции. В связи с этим важное значение в коррекционно-логопедической работе отводится:
  • определению причины отклонений;
  • выявлению неправильно произносимых звуков;
  • разработке индивидуальной коррекционной траектории;
  • исправлению нарушений.

Последовательность постановки звуков

Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных. Последовательность постановки звуков можно отразить в виде схемы:
свистящие — шипящие — сонорные — йотированные
Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.

Подготовительный этап

Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.
Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.

Этап постановки

Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.
Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.

Способы постановки

По подражанию. Внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции с использованием исключительно зрительных и тактильно-вибрационных ощущений.
Механический. Оказывается помощь органам артикуляции специальными логопедическими инструментами или специально подготовленными подручными средствами.
Смешанный. Используются приемы 2-х предыдущих способов.

Этап автоматизации

К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.
На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.

Этап дифференциации

Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту.
На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.
Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.
Предлагаем вам разобраться в теме звукопроизношения - овладеть методиками постановки, автоматизации и дифференциации отдельных групп звуков и эффективно корректировать их в речи детей на курсе “Коррекция звукопроизношения: практика по постановке и автоматизации звуков”.
Как устроена программа курса:
Базовые теоретические знания. Узнаете об анатомии и физиологии речевого аппарата, классификации звуков в русском языке, этапах работы со звуками и их содержании.
Содержание первых этапов работы. Поймете какие диагностические пробы помогут определить причину нарушения звукопроизношения и как их учесть при коррекции. Научитесь проводить артикуляционную гимнастику и составлять комплекс упражнений под разные группы звуков.
Коррекция звукопроизношения. Детально разберете диагностику, постановку, автоматизацию и дифференциацию всех звуков: раннего онтогенеза, свистящих, шипящих, [л] и [р].
Проведение занятий. Поймете, как проводить эффективные и интересные занятия по коррекции звукопроизношения. Познакомитесь, как это делать динамично и интересно для ребенка. Узнаете приемы игровых подходов к выполнению артикуляционной гимнастики и упражнений по работе со звуками."
После прохождения курса вы сможете успешно проводить диагностику и скорректировать звукопроизношение. У вас будет полная картина того, как надо работать с нарушениями звукопроизношения от А до Я. Вы будете уверены в своих действиях и сможете корректировать нарушения эффективнее, что и станет причиной роста клиентов и повышения чека за услуги!