Фонематический слух — это способность воспринимать и определять звуки разных частей речи, даже если они схожи по звучанию. При помощи фонематического слуха мы можем понять, есть ли тот или иной звук в слове, различать слова, которые состоят из одинаковых звуков или отличаются лишь одним звуком. Другими словами, без развитого фонематического слуха невозможно соотнести букву и звук, освоить правильное произношение звуков.
Поэтому при недостаточно развитом фонематическом слухе дети часто начинают говорить слова неправильно. Вместо «дом» — «том», «гора» — «кора» и т.д. В среднем тяжелее всего детям удается различать звуки [с] и [ш], [ш] и [ж], [с] и [ц].
Поэтому при недостаточно развитом фонематическом слухе дети часто начинают говорить слова неправильно. Вместо «дом» — «том», «гора» — «кора» и т.д. В среднем тяжелее всего детям удается различать звуки [с] и [ш], [ш] и [ж], [с] и [ц].
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год — в 2 мес. ребенок начинает прислушиваться к более тихим шумам. В 3 мес. он без труда отыскивает взглядом источник звука, появляется эмоционально-двигательная реакция. С удовольствием слушает музыку. С 4 мес. ребенок начинает подражать звукам, к 6 мес. различает свое имя. К концу 1 года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частоупотребляемые слова.
Второй год — ребенок уже может различать все звуки родного языка. К концу 2 года он услышит неправильный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Третий год — ребенок может определить неверно произнесенный звук в собственной речи. Этот навык необходим для овладения правильным звукопроизношением.
Четвертый год — ребенок уже владеет навыком различения схожих фонем на слух и в собственном (а это необходимо для успешного освоения чтения и письма).
Пятый год — формируется звуковой анализ (умение определять последовательность и количество звуков в слове).
Второй год — ребенок уже может различать все звуки родного языка. К концу 2 года он услышит неправильный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Третий год — ребенок может определить неверно произнесенный звук в собственной речи. Этот навык необходим для овладения правильным звукопроизношением.
Четвертый год — ребенок уже владеет навыком различения схожих фонем на слух и в собственном (а это необходимо для успешного освоения чтения и письма).
Пятый год — формируется звуковой анализ (умение определять последовательность и количество звуков в слове).
Как проверить степень развития фонематического слуха у ребенка?
Это может сделать каждый родитель дома без сторонней помощи.
Сыграйте с ребенком в игру "необычный ключ".
Для нее вам понадобится, например, шкатулка и интересное наполнение: камешки цветные, резиночки, бомбошки итд.
Скажите малышу, что она будет открываться только после того, как услышит правильно названный ключ. И тут попросите кроху повторить за вами:
После повторения пары слогов открывайте шкатулку на несколько секунд, чтобы ребенок посмотрел в нее и забрал предмет. После шкатулка закрывается, и вы произносите следующий ключ.
Если уже на этом этапе ребенок повторяет за вами неверно, то фонематический слух нарушен.
Хлопнуть, как только в цепочке звуков услышит заданный звук, например «з».
Осторожно, это задание может вызвать трудности у ребенка. Он точно допустит ошибку, если неправильно поймет что надо сделать. Поэтому лучше искомый звук как-то назвать — обозвать, например: "хлопни, когда услышишь звук грохочущей машины — Р".
Цепочки могут быть:
Далее уже необходимо будет подготовить заранее картинки, чтобы ребенок по вашей инструкции смог показать нужную.
По картинкам определить предметы, в названии которых отличается только один звук, например, усы-уши, коза-коса, рама-рана и так далее. Задача взрослого в этом случае попросить ребенка показать ту или иную картинку(слово): "Таааак, а где тут усы? *пауза* А уши? *пауза*". Не бойтесь немножко запутать ребенка, чтобы проверить, не угадал ли он картинку случайно.
Чаще всего дети меняют местами звуки, похожие по звучанию и произношению. На основе полученных результатов можно будет составить программу коррекционной работы с малышом, предлагая ему поиграть в эффективные игры для совершенствования фонематического слуха, а также слухового внимания и памяти.
Сыграйте с ребенком в игру "необычный ключ".
Для нее вам понадобится, например, шкатулка и интересное наполнение: камешки цветные, резиночки, бомбошки итд.
Скажите малышу, что она будет открываться только после того, как услышит правильно названный ключ. И тут попросите кроху повторить за вами:
- парные слоги, например: БА-ПА, КА-ГА, СА-ЗА, ТА-ДА,
- цепочки из нескольких слогов, например: БА-БА-ПА, ТУ-ТУ-ДУ.
После повторения пары слогов открывайте шкатулку на несколько секунд, чтобы ребенок посмотрел в нее и забрал предмет. После шкатулка закрывается, и вы произносите следующий ключ.
Если уже на этом этапе ребенок повторяет за вами неверно, то фонематический слух нарушен.
Хлопнуть, как только в цепочке звуков услышит заданный звук, например «з».
Осторожно, это задание может вызвать трудности у ребенка. Он точно допустит ошибку, если неправильно поймет что надо сделать. Поэтому лучше искомый звук как-то назвать — обозвать, например: "хлопни, когда услышишь звук грохочущей машины — Р".
Цепочки могут быть:
- с гласными (З, А, И, З, У, З)
- с согласными (З, К, Р, З, М, Ф)
- смешанные (О, З, В, Т, Э, З)
Далее уже необходимо будет подготовить заранее картинки, чтобы ребенок по вашей инструкции смог показать нужную.
По картинкам определить предметы, в названии которых отличается только один звук, например, усы-уши, коза-коса, рама-рана и так далее. Задача взрослого в этом случае попросить ребенка показать ту или иную картинку(слово): "Таааак, а где тут усы? *пауза* А уши? *пауза*". Не бойтесь немножко запутать ребенка, чтобы проверить, не угадал ли он картинку случайно.
Чаще всего дети меняют местами звуки, похожие по звучанию и произношению. На основе полученных результатов можно будет составить программу коррекционной работы с малышом, предлагая ему поиграть в эффективные игры для совершенствования фонематического слуха, а также слухового внимания и памяти.
Упражнения для развития фонематического слуха
«Играем звуками» (от 3-х лет)
Попросите малыша:
«Поймай звук» (от 5 лет)
Игра на выделение звука на фоне слова. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [с] – «сыр», «мох», «соль», «оса», «коза», «дорога», «жук», «забор», «нора», «нос» и т.д.).
«Волшебники» (от 5 лет)
Нужно превратить одно слово в другое: изменить в слове звук так, чтобы получилось новое слово. Например: кит - кот.
Слова для изменения: БАК, ДОМ, СОК, МЕЛ.
Слова для изменения первого звука: ТОЧКА, ДЕНЬ, ЛЕНЬ.
Слова для изменения последнего звука: СОН, МАК, СТОП.
Попросите малыша:
- назвать как можно больше слов, которые начинаются на звук [м], [п], [а] и т.д;
- подобрать слово, которое начинается на последний звук слова (стол, книга);
- найти в комнате предметы, названия которых начинаются на заданный звук.
«Поймай звук» (от 5 лет)
Игра на выделение звука на фоне слова. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [с] – «сыр», «мох», «соль», «оса», «коза», «дорога», «жук», «забор», «нора», «нос» и т.д.).
«Волшебники» (от 5 лет)
Нужно превратить одно слово в другое: изменить в слове звук так, чтобы получилось новое слово. Например: кит - кот.
Слова для изменения: БАК, ДОМ, СОК, МЕЛ.
Слова для изменения первого звука: ТОЧКА, ДЕНЬ, ЛЕНЬ.
Слова для изменения последнего звука: СОН, МАК, СТОП.
Примеры игровых фонематических карточек и карточки на улучшение фонематического слуха





