Хотите узнать о распространенных ошибках, негативно влияющих на авторитет логопеда в глазах родителей? А также научиться эффективно коммуницировать с родителями и объяснять им принципы работы с их ребенком?
Практическими советами по укреплению авторитета логопеда и созданию позитивного восприятия со стороны родителей делится эксперт Анастасия Сетун — практикующий логопед, автор ютуб канала «Логопед Настасья Сетун».
К специалисту могут прийти самые разные родители, а работать приходится со всеми. Особенно, если вы работаете в государственном учреждении, где нет возможности выбирать для себя учеников. Да и в частной практике не всегда появляется такая возможность.
Расскажу о своем опыте и опыте моих коллег. Начинала я свой путь воспитателем общей группы в детском саду, затем воспитателем логопедической группы, сейчас работаю логопедом. Я являюсь частным практиком и в моем кабинете работают как опытные, так и начинающие логопеды.
Расскажу о своем опыте и опыте моих коллег. Начинала я свой путь воспитателем общей группы в детском саду, затем воспитателем логопедической группы, сейчас работаю логопедом. Я являюсь частным практиком и в моем кабинете работают как опытные, так и начинающие логопеды.
Какие ошибки может допустить логопед

1. Специалист говорит безграмотно, употребляет слова-паразиты, имеет акцентный говор.
2. У специалиста неопрятный внешний вид.
3. Специалист часто переносит или отменяет занятия.
4. Специалист безосновательно настаивает на большем количестве занятий.
5. Специалист не разрешает присутствовать родителям на занятии.
6. Специалист позволяет присутствовать на занятии слишком большому количеству человек (например, родителям, няне, бабушке, дедушке). Главные помощники — родители, на остальных присутствующих ребенок отвлекается и ваш авторитет как специалиста размывается.
7. От специалиста нет обратной связи: не дает инструкций и домашнего задания, не называет диагноз, не говорит о перспективах занятий.
8. Поспешные выводы специалиста о ребенке или неграмотные заключения. Помните, что словом можно убить и словом можно спасти. Важно корректно общаться с родителями.
9. Специалист работает с детьми по одному коррекционному маршруту. Важно верно оформлять заключение.
10. Специалист работает один, без привлечения старших специалистов и не берет супервизии.
11. Специалист не отслеживает динамику коррекционного процесса. Необходимо обновлять речевую карту, чтобы родители видели даже небольшую динамику.
12. У специалиста нет контакта с ребенком и нет желания наладить контакт.
2. У специалиста неопрятный внешний вид.
3. Специалист часто переносит или отменяет занятия.
4. Специалист безосновательно настаивает на большем количестве занятий.
5. Специалист не разрешает присутствовать родителям на занятии.
6. Специалист позволяет присутствовать на занятии слишком большому количеству человек (например, родителям, няне, бабушке, дедушке). Главные помощники — родители, на остальных присутствующих ребенок отвлекается и ваш авторитет как специалиста размывается.
7. От специалиста нет обратной связи: не дает инструкций и домашнего задания, не называет диагноз, не говорит о перспективах занятий.
8. Поспешные выводы специалиста о ребенке или неграмотные заключения. Помните, что словом можно убить и словом можно спасти. Важно корректно общаться с родителями.
9. Специалист работает с детьми по одному коррекционному маршруту. Важно верно оформлять заключение.
10. Специалист работает один, без привлечения старших специалистов и не берет супервизии.
11. Специалист не отслеживает динамику коррекционного процесса. Необходимо обновлять речевую карту, чтобы родители видели даже небольшую динамику.
12. У специалиста нет контакта с ребенком и нет желания наладить контакт.
Отчего зависит авторитет логопеда по словам родителей

1. Важно, чтобы грамотный специалист нашел подход к ребенку и заинтересовал его.
2. Педагог должен быть психологом.
3. Педагог должен быть гибким.
4. Педагог должен быть профессиональным.
5. Педагог должен быть современным.
2. Педагог должен быть психологом.
3. Педагог должен быть гибким.
4. Педагог должен быть профессиональным.
5. Педагог должен быть современным.
Как избежать конфликтных ситуаций и установить доверительные отношения с родителями?
- Если вы сами не идете на конфликт, то его и не случиться. Важно сохранять профессионализм, не провоцировать и не следовать за негативно заряженными ситуациями. Во всех ситуациях можно разобраться открыто и искренне.
- Заранее можно сообщить родителям о правилах вашего взаимодействия. Составьте чек-лист и ознакомьте родителей с этим списком. В нем может быть указан график занятий, порядок оплаты и посещения занятий, важность выполнения рекомендаций и домашних занятий.
- Фото- и видеосъемка должны производиться только с разрешения родителей. Если вы частный специалист, то заранее подготовьте договор оказания услуг с пунктом о фото- и видеосъемке, в государственных учреждениях такие соглашения тоже подписываются.
- Не обсуждайте детей и родителей в негативном свете как со своими коллегами, так и в социальных сетях. Если вы хотите поделиться какой-либо ситуацией не указывайте имена и личные данные.
- Не навязывайте свою точку зрения родителям, в крайнем случае, если родители вас не слышат, можно прекратить занятия.
Как эффективно коммуницировать и объяснять родителям принцип работы с их ребенком?
- Обращаться к родителям по имени и отчеству, говорить простым языком, не кичиться научным лексиконом, если это не к месту.
- Вручать речевую карту с планом лично в руки родителям, давая свои комментариям и, конечно, давать возможность задавать вопросы.
- Давать возможность наблюдать за занятиями, привлекать родителей.
- Учить играть с детьми с пользой для развития речи.
- После занятия уделять 5−10 минут для общения с родителями.
- Важно наладить общение с родителями через социальные сети и чаты. Это позволит выстроить здоровую коммуникацию.
Практические советы по укреплению авторитета логопеда и созданию позитивного восприятия со стороны родителей
- Не смешивайте личное и работу, соблюдайте личные границы. Помните, что излучаешь, то и получаешь. Работайте над собой и не бойтесь обращаться к личному психотерапевту.
- Занимайтесь самообразованием и обращайтесь к старшим коллегам.
- Проговаривайте родителям и детям план действий.
- Приглашайте родителей на занятия, показывайте своим примером как общаться дома с ребенком.
- Предоставляйте в печатном виде коррекционный маршрут и речевую карту, чтобы родители тоже замечали динамику занятий.
- Будьте открытыми, честными, умейте признавать свои ошибки. Мы работаем с детьми, с их здоровьем и цена ошибки может быть велика.
Свое понятие авторитета могу описать формулой: компетентность, профессионализм, личные качества педагога и, в дальнейшем, опыт и жизненная мудрость.
Дорогие коллеги, желаю всем успехов в нашем непростом, но благом деле, желаю всем роста в профессии, финансовой отдачи и благодарных родителей! В наших силах помочь сделать жизнь детей счастливей.