Как помочь ребенку, если у него возникают трудности с письмом?
Наш эксперт, Маргарита Масютина, поделится секретами эффективных упражнений для коррекции дисграфии.
Маргарита — практикующий логопед, магистр по направлению «Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушениями коммуникации». Соавтор коррекционных пособий «Прочтение. Мир вокруг», «Дисграфия. Звонкие против глухих согласных», «Дисграфия. Мягкие против твердых согласных».
Лектор курсов и вебинаров по коррекции нарушений чтения и письма для родителей и специалистов. Автор специализированных логопедических блогов «Дисграфия&дислексия», «Говорит и показывает Масютина».
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение письма. Покажу вам доступные упражнения для коррекции дисграфии. Их можно делать и на начальном этапе обучения чтению и письму.
Давайте перейдем к заданиям!
1. Послушай предложение и запиши ответы на вопросы

Очень часто дети испытывают трудности с запоминанием и анализом материала. Вы можете взять любое предложение и сделать следующее упражнение: «Послушай предложение и запиши ответы на вопрос».
Если ребенок дошкольник, можно устно задавать вопросы и просить его устно ответить. Если школьник — подготовить листочек с вопросами.
Будет правильно, если ребенок послушает предложение и повторит его. Обычно дается предложение до семи слов.
Итак, взрослый говорит предложение, например: «Вырастил Толя тополь за полем». Ребенок повторяет предложение. И после этого мы задаем ребенку вопросы:
Вы можете менять вопросы, например, попросить ребенка назвать имя собственное, слова с безударной гласной, слова с большой буквы, слова в множественном числе. Не забывайте регулировать нагрузку для дошкольников и более старших деток.
Если ребенок дошкольник, можно устно задавать вопросы и просить его устно ответить. Если школьник — подготовить листочек с вопросами.
Будет правильно, если ребенок послушает предложение и повторит его. Обычно дается предложение до семи слов.
Итак, взрослый говорит предложение, например: «Вырастил Толя тополь за полем». Ребенок повторяет предложение. И после этого мы задаем ребенку вопросы:
- Сколько в предложении слов, обозначающих действие?
- Какое дерево упоминалось в предложении?
- Сколько в предложении слов, которые закончились на гласную?
- В каком слове три слога?
- Второе слово ТОПОЛЬ?
- Сколько слов прозвучало?
Вы можете менять вопросы, например, попросить ребенка назвать имя собственное, слова с безударной гласной, слова с большой буквы, слова в множественном числе. Не забывайте регулировать нагрузку для дошкольников и более старших деток.
2. Работа с крупными и мелкими языковыми единицами

Задание: «Послушай пары слов, объясни значения каждого и запиши буквы, которыми эти пары слов отличаются».
В этом упражнении мы работаем над словарем, слуховым вниманием, языком, анализом и синтезом.
Мы начинаем с легких звуков, например, дом-дым, и постепенно усложняем задание: сазан-фазан, лист-лифт, дрова-дрофа.
Задание: «Найди лишнюю букву в слове, которое я прочитаю. Запиши эти буквы, присоединяя к друг другу, чтобы получились слова».
Например, гмаска, пижарма, виашня, камышч. Получилось слово ГРАЧ.
Задание: «Составь слово из ударных слогов». Это довольно сложное упражнение для детей, потому что они не всегда правильно ставят ударение.
Например, трава, погон. Получилось слово ВАГОН.
Задание: «Выпиши из каждого слова слог, номер которого я назову. Составь из этих слогов новые слова».
Например, губной (первый слог), камыш (первый слог). Получилось слово ГУБКА.
В этом упражнении мы работаем над словарем, слуховым вниманием, языком, анализом и синтезом.
Мы начинаем с легких звуков, например, дом-дым, и постепенно усложняем задание: сазан-фазан, лист-лифт, дрова-дрофа.
Задание: «Найди лишнюю букву в слове, которое я прочитаю. Запиши эти буквы, присоединяя к друг другу, чтобы получились слова».
Например, гмаска, пижарма, виашня, камышч. Получилось слово ГРАЧ.
Задание: «Составь слово из ударных слогов». Это довольно сложное упражнение для детей, потому что они не всегда правильно ставят ударение.
Например, трава, погон. Получилось слово ВАГОН.
Задание: «Выпиши из каждого слова слог, номер которого я назову. Составь из этих слогов новые слова».
Например, губной (первый слог), камыш (первый слог). Получилось слово ГУБКА.
3. Используем стихи для устранения зеркального написания букв
Обычно мы не видим такую проблему, как зеркальное написание букв у детей, которые уже научились писать. Но написание заглавных букв часто вызывают трудности. Для этого предлагаю попросить ребенка написать короткие стихи: «Три Зины умнее, чем Элла и Яша» или «Зоя, Эля, Яша учатся читать».
4. Пишем в воздухе
Важно, чтобы ребенок писал в воздухе той рукой, которой обычно пишет. Берем воображаемый карандаш или ручку и просим ребенка писать в воздухе так, как он писал бы на письме.
Если у ребенка «падают» буквы, то просите встать ребенка на ноги и писать буквы во весь свой рост.
Если у ребенка «падают» буквы, то просите встать ребенка на ноги и писать буквы во весь свой рост.
5. Играем с шифровкой
Если дети путают звуки, например Б и Д, то играем с шифровкой. Например, заменяем буквы на специальные знаки: букву Б на значок стрелка вверх, а Д — стрелка вниз. Пишем слова: ˄ерег, ˅орога.
Символы должны быть похожи на буквы, например, вверх хвостик, вниз хвостик, короткая буква, длинная буква. А потом можете делать менее связанные подсказки.
Так вы можете работать и с диктантами и со списыванием.
Символы должны быть похожи на буквы, например, вверх хвостик, вниз хвостик, короткая буква, длинная буква. А потом можете делать менее связанные подсказки.
Так вы можете работать и с диктантами и со списыванием.
6. Гласные и согласные звуки

Перед выполнением этого упражнения необходимо уточнить насколько хорошо ребенок знает что такое гласные и согласные звуки.
Вам потребуется ручки двух цветов: синяя (для написания согласных) и красная (для написания гласных). Ребенок пишет буквы в слове разными ручками. Это помогает научиться не пропускать буквы.
Можно писать слова наоборот, что очень хорошо помогает работать с анализом и синтезом.
Или, например, писать только согласные, а потом писать гласные звуки в слове.
Вам потребуется ручки двух цветов: синяя (для написания согласных) и красная (для написания гласных). Ребенок пишет буквы в слове разными ручками. Это помогает научиться не пропускать буквы.
Можно писать слова наоборот, что очень хорошо помогает работать с анализом и синтезом.
Или, например, писать только согласные, а потом писать гласные звуки в слове.
Самое главное, что необходимо запомнить: во-первых, занятия должны быть системными. А, во-вторых, выбор упражнений для ребенка с дисграфией должен основываться на его индивидуальных способностях и потребностях и тогда вы достигните отличного результата!