Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Как обучить неговорящего ребенка жестам

2024-02-07 11:32 Методики работы
Кому может понадобиться использование жестов? Первая группа – малыши, которым еще рановато учиться говорить. Вторая - деткам, которые имеют трудности с овладением речью и деткам с РАС.
Важный момент: жесты должны быть дополнением, а не заменой к другим методам коммуникации.

Правила обучения жестам

Обучать ребенка стоит по одному жесту, не перемешивая их. Таким образом постепенно ребенок выучит все жесты, и путаница будет сведена к минимуму, а нагрузка на кроху будет наименьшей.
Используйте визуальные подсказки, например рисунки с жестами, чтобы ребенок мог видеть обозначение не только на "занятии", но и в течение дня. Также эти обозначения будут напоминать ребенку использовать жест. Если необходимо обозначить жестом конкретный предмет, можно прикреплять рисунки с жестами к необходимому предмету.
Начинайте с жестов, обозначающих то, чего ребенок действительно хочет — тогда процесс обучения пойдет гораздо легче, а ребенок будет наиболее замотивирован. Также сосредоточьте усилия на тех жестах, которые будут иметь положительный результат с точки зрения ребенка, то есть будут ему выгодны — в таком случае ребенок поймет для чего ему их использовать. При этом жесты должны быть достаточно простыми для выполнения и запоминания. Например, жесты «есть» и «пить» будут, возможно, наиболее актуальными и понятными для крохи.
Всегда сопровождайте изучаемое слово жестом и наоборот. Главное, быть терпеливыми и последовательными: если всегда говорить слово вместе с жестом, то ребенок быстрее сформирует связь между словом и действием, запомнит и начнет использовать сам.
Вовлекайте близких в использование жестов в собственной речи, чтобы ребенок закреплял их использование в разных ситуациях и с разными людьми.
Учитывайте потребности ребенка, чтобы своевременно изучать с ним жесты, которые могут помочь ему избежать перенапряжения, усталости, нервных срывов. А также учите жесты, которые могут быть полезными в различных ситуациях. Например, "стой", "хватит".

Различные способы применения жестов

Коммуникативные книжки

Это своеобразный «словарь» с фотографиями и картинками, которые относятся к жизни самого ребенка. Также могут содержать записи разговоров на повседневные темы. С помощью картинок он может нормально коммуницировать в бытовой жизни, прося дать игрушку или какой-нибудь другой предмет, указывая на соответствующее изображение в книжке. С помощью картинок можно выстраивать и полноценные фразы.
Необходимо, чтобы содержание этой книжки соответствовало возрасту ребенка, а все картинки и темы разговоров имели для него значение. С их помощью он организовывает разговор с другими людьми, заявляя о своих эмоциях и желаниях.

Система жестов

Данная система предполагает использование естественных жестов, которые все мы осваиваем, живя в определенной культуре, а также различные жестовые программы: жестовая речь Пагет Гормана, Макатон и т.д.
Системы жестов могут использоваться как вспомогательная программа (жестовый язык используется одновременно с речью и когда появляется четкая речь, то жесты убираются), либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают речь.

Коммуникаторы с синтезатором речи

Самые простые устройства производят одно сообщение при нажатии на кнопку («Привет» и т.д.). Кнопки могут быть с твердым нажатием, мягкие или сенсорные, в зависимости от возможностей ребенка.
Такое устройство позволяет дать неговорящим детям «голос». После его выбора необходимо будет определить рабочий словарь и основные ситуации, которые побуждают ребенка использовать данное устройство.
При этом реакция окружающих на нажатие кнопки ребенком крайне важна. Она позволяет ему понять, что его желание правильно поняли и он получил необходимый отклик. Важно создавать ситуации, в которых ребенок захочет о чем-то попросить, что даст ему осознание того, что он может влиять на свою жизнь.

Интерактивные коммуникационные доски

Они представляют собой визуальные символы, которые организованы по определенным темам. Доски могут быть разного формата в зависимости от той ситуации, в которой они требуются.

Карточки PECS

PECS – это система, которая предполагает обмен карточек, и она подходит для большинства детей, у которых есть проблемы с общением и речью. С помощью карточки ребенок сообщает о какой-то своей просьбе, высказывает мнение по поводу определенного события, отвечает на вопрос и т.д. Сначала дети коммуницируют при помощи отдельных картинок, но в дальнейшем они учатся комбинировать сразу несколько карточек, создавая тем самым более сложные высказывания.
Основное условие при работе с карточками PECS – это готовность ребенка к преднамеренному общению, желание что-то сказать или сделать. Данная система в первую очередь используется с невербальными детьми, но может быть полезна и в тех случаях, если речь нечленораздельна, либо состоит в основном из эхолалий.

Какое средство альтернативной коммуникации выбрать?

Не существует строгих рекомендаций по поводу такого, какое именно средство является более эффективным или рекомендуемым к использованию. Это всегда индивидуальный вопрос, потому что этот выбор напрямую зависит от особенностей и возможностей конкретного ребенка. К примеру, если у ребенка функция руки сильно ограничена, и он не может пользоваться обычными карточками с картинками, то может применяться Eye-tracking – это высокотехнологичный способ управления взглядом, который регистрируется оптическим сенсором устройства, позволяя фиксировать его траекторию. Иными словами, ребенок указывает взглядом на картинку, которая выражает его эмоции, является ответом на вопрос и т.д.
Использование жестов развивает коммуникативные навыки в целом, помогает осваивать речевые концепции, позволяет уменьшить поведенческие проблемы, связанные с тем, что ребенка не понимают. Данный метод также часто служит мостом для перехода к устной речи. Как и устная речь, он позволяет ребенку общаться с помощью собственного тела, без зависимости от каких-то внешних предметов.