
Только совместные игры и занятия со взрослым могут способствовать запуску речи.
Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.
- Развивайте слух ребенка. Это можно делать с самого рождения. Помимо живого общения, напевания песенок и колыбельных, можно использовать музыкальные игрушки (разные по звучанию погремушки, колокольчики, игрушки с бубенчиками). Звените ими с разных сторон, привлекая внимание ребенка. С уже подросшим ребенком играйте в угадайку и отгадывайте игрушку, которая издавала звук.
- Говорите с ребенком не только в полный голос, но и шепотом, используйте в речи различную интонацию. Все это способствует развитию речевого и неречевого слуха.
- Помимо книжек и карточек обязательно используйте объемные игрушки. Они привлекут гораздо больше внимания, а также поспособствуют развитию моторики ребенка. Фрукты, овощи, животных и транспорт гораздо интереснее изучать в объеме, а не на плоскости. Не останавливайтесь только на пластмассовых игрушках, используйте и деревянные, и резиновые, и мягкие фигурки. Это поможет ребенку познакомиться с температурой, текстурой, запахом игрушек.
- Вместо тренировки усидчивости в раннем возрасте предложите ребенку больше подвижных игр, которые будут задействовать как все тело, так и руки, ноги и пальчики по отдельности. Учите кроху захватывать предметы пальцами ног, рук.
- Уделяйте внимание тактильной системе. Играйте с теплой/холодной водой, льдом, песком, пластилином, тестом, крупами (фасоль, горох, рис круглый/длинный, чечевица, манка, гречка, макароны). Не ограничивающие ребенка в познании свежих овощей, фруктов. Картошка, морковь, помидор в разрезе и целиком могут ощущаться совсем по-разному. Также существуют игры с тактильным лото — чудесная вещь. Также старайтесь не ограничивать желание ребенка познать мир на улице. Ему важно получать новые сенсорные ощущения: «напитываться» новыми звуками, запахами, тактильными ощущениями, температурными и тд.
- Развивайте память, внимание и мышление. В этом помогут развивающие игры, обучающие кроху таким темам как «большой и маленький, мама и малыш, половинки, «найди такой же». Можно использовать карточки и объемные игрушки, чтобы сопоставлять изображение на плоскости с объемным предметом. Выкладывайте предметы по образцу, складывайте пазлы из 2-3-4 частей, используйте сортеры.
- Общайтесь с ребенком короткими фразами, но нагруженными смыслом. Не надо беспрестанно рассказывать ему обо всём, что вы делаете//будете делать, если, конечно, вы не хотите работать радиоприемником. К тому же, паузы в вашей речи необходимы для того, чтобы ребенок успел обдумать сказанное, как-то отрефлексировать.
- Еще одна важная вещь. Вступать с ребенком в диалог важно, в каком возрасте бы он ни был. Совсем младенец или уже полуторагодовалый//двухлетний//трехлетний малыш нуждается в том, чтобы с ним общались, а не просто «ставили его в известность». Задавайте ему вопросы, делайте паузу, как бы ожидая ответа, будьте эмоционально близки с малышом.
- Возможно, это не очевидно, но важно: артикулируйте, не стесняйтесь открывать рот, когда произносите гласные, округлять губы, когда произносите шипящие. Утрированное произнесение звуков, особенно согласных, положительно влияет на их восприятие ребенком. Они не теряются во рту у взрослого, не появляются как-то загадочно. Ребенок может увидеть их появление, запомнить, попробовать повторить. Лучше иметь образец, чем не иметь и думать, что сделать также невозможно.
Примеры развивающих игр
Звуки и руки. Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.
Играем в мячик. Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.
Поезд. Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.
Пузыри. Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать, одновременно произнося парные звуки: «б»-«п», «в» — «ф», «т» — «д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.