Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Дислалия: виды, причины возникновения, методы коррекции

Диагностика и коррекция
Дислалия — это нарушение нормального звукопроизношения у детей с сохранным слухом и иннервацией голосовых мышц. Чаще всего диагноз «дислалия» ставится от 3 до 5 лет, но может быть выявлен и позднее. Поэтому рекомендуется, как минимум, дважды показать ребенка логопеду до школы.
Если с проблемой не работать, то это может повлиять и на письменную речь.
Возникновение дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения) тесно связывают с дислалией.

Основные формы

Причина возникновения механической дислалии — дефекты строения артикуляционного аппарата (язык, губы, челюсти, зубы). Это может быть и неправильный (аномальный) прикус, неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, короткая уздечка языка, малоподвижные губы. Работа с механической дислалией — это долгий сложный процесс, ведь далеко не всегда можно решить проблему походом к ортодонту. Случаи бывают разные и разбирать их стоит в частном порядке.
Причиной функциональной дислалии могут быть биологические факторы. Например, полученные травмы, задержка психического развития, ослабленность ребенка ввиду частых инфекционных заболеваний, приходящиеся на период формирования речевой функции, нарушения в работе ЦНС и т.д.
Достаточно часто на формирование дислалии влияют социальные причины:
  • подражание неправильной речи взрослого;
  • педагогическая запущенность (взрослые не демонстрируют правильного произношения слов, не исправляют недостатки в речи ребенка, а иногда и вовсе не разговаривают с ним);
  • во время общения с ребенком взрослые «сюсюкают» и сами подражают детскому лепету;
  • билингвизм (ребенок может вставлять элементы одного языка в слова на другом языке);
  • выбор неправильной артикуляции;
  • недоразвитие фонематического слуха при сохранном физическом.
Именно поэтому очень важно разговаривать с ребенком правильно: речь чистая, четкая, все слова и предметы называются своими именами.

Методы коррекции

Коррекция дислалии проходит в несколько этапов, каждый из которых очень важен для достижения результата.
Этап 1. Подготовительный
Логопеду предстоит включить ребенка в процесс занятий, в том числе создать правильную мотивацию для конкретного малыша, адаптировать к кабинету и расположить к себе.
После этого начинается работа над артикуляцией. Подбираются упражнения, тренирующие движения языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Важно: логопед не нагружает ребенка разнообразием артикуляционной гимнастики, а выбирает необходимые виды для данного случая. Параллельно с этим логопед дает комплекс на отработку направленной воздушной струи.
Вместе с этим на занятиях осуществляется:
  • работа над мелкой и общей моторикой;
  • отработка опорных звуков (тех, с помощью которых будет происходить постановка проблемного звука);
  • развитие памяти, внимания, мышления.
Этап 2️. Постановка звуков
Здесь специалист соединяет все достижения ребенка по освоению правильной артикуляции, речевого дыхания и голоса. В процессе работы логопед не называет звук, над которым происходит работа. Это нужно для того, чтобы ребенок не закрепил неверное произношение и не запомнил «старый» стереотип. «Песенка ветерка» вместо [С]. Или «гудок парохода» вместо «[Л].
Итогом 2 этапа должно стать правильное произношение ребенком звука без вспомогательных манипуляций.
Этап 3. Автоматизация звука
Автоматизировать звук — значит ввести его в слоги, слова, предложения и связную речь.
Важно проводить автоматизацию в определенной последовательности. Начинаем всегда со включения звука в слоги, при этом не смешивая с другими отрабатываемыми звуками.
Отрабатываем звук в открытых слогах с гласными А, О, У, Ы на конце и в закрытых слогах (ар, ец). Далее ставим звук между двумя гласными и в слоги с несколькими согласными (шка, ску). Затем работаем над звуком в следующем порядке: слово — предложение — чистоговорки и стихи — рассказы — разговорная речь.
В процессе логопед также проводит работу над правильной постановкой ударения, над интонацией и расширением словарного запаса.
Этап 4️. Дифференциация
Происходит последовательно: сначала нужно научиться различать звуки изолированно и только потом переходить к слогам, словам и т.д.
Логопед обращает внимание ребенка на то, как работают органы артикуляции при произношении звуков, сходных по акустическим и двигательным признакам. Специалист учит различать звуки на слух, правильно произносить во время речи.
Примеры упражнений на этапе дифференциации:
  • Какой звук ты слышишь в слове?
  • Произносим слова парами
  • Отбери картинки на пару звуков (например, на [С] и [Ц])
  • При работе с парными звуками сначала ставим глухой звук, потом добавляем голос.
При дислалии, обычно, встречи с логопедом происходят 2-3 раза в неделю. При этом ребенок должен ежедневно отрабатывать полученные на занятии навыки дома под контролем родителей. Видимый результат достигается через 2,5 - 3 месяца работы. А окончательный срок коррекции зависит от возраста малыша, количества нарушений и тяжести дефекта.