Неречевой слух — это восприятие неречевых звуков — шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки.
Развитие неречевого слуха является первым этапом развития фонематического слуха, нормальное развитие которого отвечает за точное звукоразличение и как следствие звукопроизношение.
Но если нарушен фонематический слух, то появление первых слов будет затруднено.
Поэтому так важно еще с раннего детства развивать именно неречевой слух, начиная с первой погремушки и добавляя в копилку опыта малыша все новые и новые неречевые звуки.
Неречевые звуки играют большую роль для ориентирования человека в окружающем мире: можно судить о приближении или удалении источника звука, о его направлении и характере.
Что относится к неречевым звукам:
- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;
- звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;
- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.;
- транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;
- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Развивать неречевой слух можно дома при помощи подручных материалов и различных звучащих игрушек. Ориентируйтесь на приведенные выше примеры.
Как развивать неречевой слух?
Сыграйте в игру «Что звучало?». Разложите перед ребенком несколько издающих звук предметов (количество игрушек равно возрасту ребенка), возьмите что-то, что будет являться ширмой для вас с ребенком, чтобы он не видел, чем вы издавали звук.
Продемонстрируйте как звучат предметы, дайте ребенку попробовать. Затем, опустите ширму (например, доску/папку/журнал) и издайте звук одним предметом. Уберите ширму и предложите ребенку угадать источник звука.
Похвалите кроху и сыграйте ещё несколько раз. Обязательно предложите ребенку загадать предмет и вам.
Усложнить игру можно демонстрацией последовательности звуков.
Также полезным будет акцентировать внимание ребенка на звуках во время прогулки. Спросите, слышит ли он пение птиц и что он слышит ещё.
Игра с карточками и звукозаписями. Играть можно с детками от 2 лет.
Начните с одной карточки, чтобы ребенку было не так сложно в первый раз. Постепенно количество карточек можно увеличивать.
Найдите в интернете изображения и звуки предметов. Например, выключателя, душа, дверного звонка, кастрюли, клавиатуры, звуки кипящей воды, миксера, молотка, стиральной машины, телевизора и так далее.
Отгаданную картинку можно закрыть фрагментом бумаги или прилепить на нее кусочек теста.
Примеры карточек:




