
"Синдромом неуклюжего ребёнка" называют диспраксию — это состояние нарушения в естественном развитии, при котором ребёнку трудно координировать свои движения. Повседневные навыки, такие как завязывание шнурков или игра с мячом, выглядят неточными и неловкими. Ребёнок может быть не в состоянии хорошо писать, заниматься спортом или танцевать. Это не просто неуклюжесть, и дети ее не перерастают.
Причины
Чаще всего диспраксия развивается в отдаленном периоде после перенесенного минимального перинатального повреждения ЦНС. У детей с диспраксией отсутствуют параличи, парезы, мышечные дистонии, различные заболевания, которые могут вызывать двигательную дисфункцию.
Причинами диспраксии в детском возрасте служат:
- патологии беременности (заболевания будущей матери, токсикозы);
- аномальное течение родов (затяжные роды, длительный безводный период, экстренное кесарево сечение);
- патология новорожденного (нерезкая асфиксия, недоношенность, переношенность, затяжная неонатальная желтуха);
- неблагоприятные социально-педагогические условия (сенсорная депривация, гипоопека).
- Также в настоящее время не исключается генетическая природа диспраксии, когда моторная неловкость и неуклюжесть являются семейной чертой.
Как понять, что у ребенка диспраксия?
Дети с диспраксией не могут плавно двигать руками, пальцами и другими частями тела. Им нужно много времени и усилий, чтобы освоить новые двигательные навыки.
У ребёнка могут быть проблемы с крупной моторикой, такой как ходьба и бег, он часто спотыкается о собственные ноги или натыкается на дверные косяки, углы мебели.
Часто встречаются проблемы с мелкими моторными навыками, такими как письмо, рисование, застегивание пуговиц и завязывание шнурков.
Также часто развиваются трудности с планированием двигательных задач. Например, ребёнку может быть трудно решить, как правильно поднять карандаш с пола. Когда он пытается что-то поднять, то может упасть, наклонившись, или не может сомкнуть пальцы на карандаше после того, как дотянется до него.
Одна из форм диспраксии — афферентная, это несогласованность работы артикуляционного аппарата — губ, языка, челюстей. Проявляется она в проблемах с произношением звуков и слов.
Дети, страдающие афферентной диспраксией не могут выговорить даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных.
Если ребенок плохо управляет телом, пальцами, нет смысла переходить к формированию артикуляционного праксиса.
⠀
В самом начале учим ребенка пользоваться своими органами чувств:
- Для этого даем ему нюхать, трогать предметы, крупы, песок, пластилин, слушать звуки (как льется переливаемая вода, шуршит бумага, звенит колокольчик, стучат ложки, барабан и т.п.).
- Начинаем развивать общую моторику на примере простых упражнений: повтори за мной – скрести руки, похлопай в ладоши над головой, за спиной, перед собой, постучи по плечам, по коленям.
- ⠀Параллельно с развитием общей моторики можно подключить развитие фонематического слуха и проговаривание слогов.
Не стоит отчаиваться, это недуг знаком даже знаменитостям!
Дэниэль Рэдклифф, актер, сыгравший роль Гарри Поттера, признавался, что у него легкая форма диспраксии. Играть в фильмах она не мешает — если только по сюжету ему не приходится завязывать шнурки.