Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Приемы самомассажа языка на логопедических занятиях

2024-05-06 12:52 Методики работы Упражнения
В логопедической практике для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры проводится логопедический массаж.
Помимо логопедического массажа эффективным средством, способствующим улучшению произносительной стороны речи, является самомассаж.
  • Как выполняется самомассаж?
  • Сколько по времени он должен длиться?
  • Когда нельзя делать самомассаж?
На эти и другие вопросы ответит эксперт Авдошина Валерия Андреевна, практикующий логопед, логопед онлайн, работает с детьми с ТНР.

Для чего делается самомассаж?

Самомассаж – это облегченная версия логопедического массажа, который обычно выполняется зондами. Самомассаж помогает восстановить и нормализировать тонус языка, губ и щек. Мы используем массаж для стимуляции процесса формирования речи, для нормализации тонуса мышц. Массаж может снизить или повысить тонус языка.

В каких случаях нельзя использовать самомассаж?

  • При заболеваниях ротовой полости, например, стоматиты, герпесы
  • Болезни крови
  • Эпилепсия
  • Онкологические заболевания
  • Ангина, ОРВИ

Как выполняется самомассаж?

Массаж должен начинаться с чистых рук. Можно одеть перчатки, обязательно взять платочек.
Начинаем массаж с внешних органов артикуляции с губ и щек. Массажируем губы к краям уголков губ. Через платочек круговыми движениями начинаем массаж, ставя большой палец внутрь губ, указательный – наружу.
Если присутствует повышенный тонус, то все движения должны быть плавными, если мы хотим расслабить – делаем движения медленно.
Движения не должны быть агрессивными, но они должны быть уверенными.
После массажа губ переходим на щеки. Массируем щеки ото рта в сторону ушей.
Если повышенное слюноотделение у ребенка, то массаж в этом случае тоже помогает: тонус восстанавливается и слюни уже не вытекают и языку легче глотать.
Затем начинаем делать массаж языка: через платок берем кончик языка и круговыми движениями снизу-вверх начинаем его разминать.
Схема елочка. Берем зубную щетку, придерживаем кончик языка через салфетку и щеткой начинаем проводить сверху вниз от центра к краям. Если у ребенка присутствует рвотные рефлексы, то начинаем массаж снизу потихоньку продвигаясь вверх языка.
Схема березка.Зубной щеткой двигаемся через центр снизу к краям.
Схема круговые движения.Щеткой надавливаем на язык и водим круговыми движениями по всему языку.
Схема для боковых краев. Завершить можно массажем боковых краешков языка. Кладем щетку не сверху, а сбоку, прорабатывая боковые края.
После растирания щеткой можно опять промассажировать губы, щеки и язык пальцами.
Очень важно делать массаж каждый день.
Начинаем массаж с 5 минут, увеличивая каждый раз на 5-10 секунд.