Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Запуск речи через музыку

2023-11-03 16:16 Диагностика и коррекция
Все мы в своей жизни так или иначе сталкиваемся с музыкой. Но задумывались ли вы над тем, как музыка может помочь в запуске речи? Поговорим об этом с экспертом Юлией Робилко.

Юлия - специалист по запуску речи, музыкальный терапевт, логопед-дефектолог и педагог по логопедической ритмике. Эксперт по эмоциональному развитию детей с РАС, композитор, музыкант, состоит в союзе композиторов РБ.
Педагог раннего развития по психолого-педагогическому сопровождению детей на ранних этапах онтогенеза.
Запустила речь более 300 детям.

Почему музыка запускает речь?

Я практик и буду делится с вами только тем материалом, который был апробирован на моем ребенке и на тех детях, которые со мной занимаются.

Музыка прошла огромный путь развития еще в доисторические времена и сопровождала человека на протяжении всей жизни: от рождения до самой смерти. До появления речи музыка считалась одним из средств коммуникации.

Музыка — это основополагающая деятельность, а музыкальность — основополагающее качество. В основе определенного действия лежит звуковой опыт, который приводит к определенному эмоциональному восприятию.

Музыка — это про эмоции. Почему именно музыка запускает речь? Когда мы встречаем деток с РАС или аутизмом, а это те дети, которые не умеют выражать свои эмоции, то музыка помогает создать эмоциональную ауру и развивать детей.

Музыка билатеральна. Раньше считалось, что музыка локализуется в нашем правом полушарии, которое отвечает за воображение и творчество, но, как оказалось, музыка локализуется также и в левом полушарии.

Речь локализуется также в левом полушарии, именно поэтому речь запускается с помощью музыки.

Музыка мультимодальна. Она прекрасно развивает все сенсорные системы человеческого восприятия! Также с помощью музыки через танец мы можем влиять на наше тело.

Ребенок не понимает речь. Почему?

Очень часто родители говорят, что ребенок не понимает речь. Когда нет четкого выделения себя как «я», то не будет четкого восприятия себя как «мы», не будет сюжетной игры и ребенок будет находится в своем мире.

Если у него ограниченное движение и не работают сенсорные системы по восприятию информации, то ошибки будут дублироваться. Поэтому очень важно организовывать для ребёнка двигательную активность. Любой ребенок в возрасте 5−7 лет должен проходить 10 тысяч шагов в день. Но мало кто из детей так активно двигаются.

Музыка способствует двигательной активности и с помощью танца мы развитие ребёнка можем организовать у себя дома.

«Три кита» развития речи

Речь — это высшая психическая функция. Для ее развития необходима: коммуникация, развитие мышления и развитие сенсомоторики. Это «три кита», на которых строится речевое развитие ребёнка. С помощью музыки я смогла эти три функции поместить в свои музыкальные произведения.

Что такое коммуникативной аспект? Это умение ребёнка взаимодействовать с нами. Для того, чтобы оно появилось ребёнок должен выделять себя как «я», должен чувствовать границы своего тела. Пока эти моменты не проработаны дети разговаривать не будут.

К сожалению, специалисты видят диагноз, но не корректируют причину возникновения этих диагнозов. Зачастую все причины раскрываются в перинатальный период, когда малыш развивается внутриутробно у мамы. Например, мама может недостаточно двигаться, неправильно питаться, дышать плохим воздухом или вести нездоровый образ жизни. Все это будет впоследствии влиять на задержку речевого развития у ребёнка.

Как музыка влияет на мозг?

Проводилось много исследований, когда музыкантов отправляли на МРТ и смотрели как меняются показатели их мозга в момент звучания музыки: мозг выглядел совершенно по-другому.

То есть даже на физиологическом уровне если мы включаем музыку в свою повседневную жизнь происходит изменения в структурах нашего головного мозга, что способствует активному развитию ребенка.

Многие сталкивались с тем, что, в момент, когда детей переполняют положительные эмоции происходит запуск речи, осваивание новых навыков. И эмоции, которые создает музыка, творят чудеса и речь начинает развиваться. При этом очень важно какая музыка будет звучать и как она будет преподноситься ребенку.

Структура логопедического занятия

Раньше при написании своих композиций я использовала музыку логопеда Анастасии Лобачевской, Ольги Суховой, Татьяны Марчук. Но столкнулась с нехваткой материала и с тем, что песенки бывают очень длинные, что перегружает внимание ребёнка.

Я создала свою структуру, опираясь на три аспекта развития речи. Все свои занятия я начинаю с песенок с колокольчиками. Эта песня-ритуал настраивает ребёнка на дальнейшее занятие и включает его внимание.

После песни с колокольчиком я показываю ребёнку в каком пространстве он будет находится. Поэтому я включаю песенку на переключение: ребенок сначала идет или бежит, а потом останавливается. В такой песне активно используются глаголы. Именно через глаголы приходит понимаете самой речи. Чем ярче будут использоваться глаголы в опыте ребёнка, тем ярче они войдут в его повседневную жизнь.

После проработки пространства я работаю с чувствительностью ребёнка с помощью игольчатых мячиков, кусочков скомканной бумаги, перчаток, губок. Прикосновения очень важны и тоже формируют определенные нейронные связи в головном мозге.

И уже после того, как ребенок ощутил границы своего тела вы можете давать основную структуру занятия.

В конце занятия я всегда использую свечку — ритуал задувание огонька.

Если у ребёнка есть ощущение нарушения собственного тела и пространства, в котором он находится, то у него мышление всегда будет развиваться неправильно. А с помощью музыки вы можете сформировать у ребёнка устойчивые стереотипы и понимание того, что происходит.

Моя музыка достаточно низкая. Низкий звук мы слышим глубоко и вибрационно, а высокие звуки воспринимаются нами очень плоско.
Запуск речи через музыку очень эффективен, а самое главное, дает отличные результаты. Помните, при любом речевом нарушении музыка может стать отличным методом для запуска речи и формирования инициативы у ребенка.