Чем обычное дыхание отличается от речевого? Что такое правильное речевое дыхание? Что требует коррекции? Какие упражнения необходимо выполнять для развития речевого дыхания?
Обсудим с Натальей Ананьевой, практикующим логопедом и дефектологом. Наталья работает с развитием чистой связанной речи, исправлением звукопроизношения, подготовкой к школе, а также самостоятельно изготавливает игрушки для применения на занятиях и игр дома.
Для чего нужно формировать речевое дыхание

Речевое дыхание существенно отличается от неречевого (физиологического). При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. При этом вдох значительно короче, чем выдох. То есть речевое дыхание — это образование связи звуков при участии дыхания.
Речевое дыхание оказывает прямое воздействие на быстрое освоение детьми навыков связанной речи. Если оно развито хорошо, то дети могут правильно произносить звуки, говорить не торопясь, отчетливо, выразительно, сохранять плавность речи и правильную интонацию, выдерживать необходимые паузы при произношении.
Если у ребенка недостаточное речевое дыхание, то при произношении фраза будет к концу предложения «затухать» либо голос будет тихий и будет страдать звукопроизношение.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. При этом вдох значительно короче, чем выдох. То есть речевое дыхание — это образование связи звуков при участии дыхания.
Речевое дыхание оказывает прямое воздействие на быстрое освоение детьми навыков связанной речи. Если оно развито хорошо, то дети могут правильно произносить звуки, говорить не торопясь, отчетливо, выразительно, сохранять плавность речи и правильную интонацию, выдерживать необходимые паузы при произношении.
Если у ребенка недостаточное речевое дыхание, то при произношении фраза будет к концу предложения «затухать» либо голос будет тихий и будет страдать звукопроизношение.
В чем проявляется нарушение речевого дыхания

На эти моменты мы должны обратить внимание в практике и исправить их:
- Ребенок втягивает живот и поднимает грудную клетку — у ребенка затруднено физиологическое и речевое дыхание.
- Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи.
- Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом.
- Неумелое распределения дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова.
- Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
- Неравномерно толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.
Как правильно должен дышать ребенок
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, при котором легкие вентилируются равномерно во всех частях. При таком дыхании во время вдоха плечи не поднимаются. Брюшной пресс несколько выдвигается вперед, ребра раздвигаются, воздух заполняет все легкие. Как правило верхняя часть грудной клетки не задействована.
Чтобы выяснить правильно ли вы дышите проведите эксперимент: положите одну руку на грудную клетку, другую — на живот и подышите. Какие части тела при этом задействованы? Чем вы дышите: нижней частью живота или верхней частью?
Чтобы выяснить правильно ли вы дышите проведите эксперимент: положите одну руку на грудную клетку, другую — на живот и подышите. Какие части тела при этом задействованы? Чем вы дышите: нижней частью живота или верхней частью?
Этапы работы над речевым дыханием

Главная задача — научить ребенка правильно дуть для развития силы и длительности выдоха. Работа над речевым дыханием делится на три этапа.
Первый этап — формирование правильного неречевого дыхания, то есть обучению длительному целенаправленному выдоху. Упражнения для первого этапа представлены ниже.
Второй этап — научить произвольно расслаблять и направлять мышцы диафрагмы. Работаем на диафрагмальное дыхание. Здесь отрабатывается сила воздушной струи. Это укрепляет мышцы, улучшает дыхание. Сначала обучаем ребенка лежа, потом сидя, и затем стоя. На первоначальном этапе необходимо положить ребенка горизонтально. Если ребенок дошкольник, то кладем на живот игрушку, например, мишку, и предлагаем ребенку покатать его. Если он будет дышать грудной клеткой, то мишка кататься не будет. А если животом, то он увидит, как мишка будет опускаться вверх-вниз. Детей постарше просим положить одну руку на верхнюю часть грудной клетки, а нижнюю на живот. Учим правильно дышать. Затем данное упражнение отрабатывается сидя и стоя.
Третий этап — развитие речевого дыхания. Обращаем внимание на то, чтобы ребенок учился произносить фразу на одном выдохе. Сначала берем гласные и согласные звуки, затем слоги, слова, скороговорки, стихотворения.
Первый этап — формирование правильного неречевого дыхания, то есть обучению длительному целенаправленному выдоху. Упражнения для первого этапа представлены ниже.
Второй этап — научить произвольно расслаблять и направлять мышцы диафрагмы. Работаем на диафрагмальное дыхание. Здесь отрабатывается сила воздушной струи. Это укрепляет мышцы, улучшает дыхание. Сначала обучаем ребенка лежа, потом сидя, и затем стоя. На первоначальном этапе необходимо положить ребенка горизонтально. Если ребенок дошкольник, то кладем на живот игрушку, например, мишку, и предлагаем ребенку покатать его. Если он будет дышать грудной клеткой, то мишка кататься не будет. А если животом, то он увидит, как мишка будет опускаться вверх-вниз. Детей постарше просим положить одну руку на верхнюю часть грудной клетки, а нижнюю на живот. Учим правильно дышать. Затем данное упражнение отрабатывается сидя и стоя.
Третий этап — развитие речевого дыхания. Обращаем внимание на то, чтобы ребенок учился произносить фразу на одном выдохе. Сначала берем гласные и согласные звуки, затем слоги, слова, скороговорки, стихотворения.
Правила проведения речевой гимнастики

Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:
- Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
- Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет.
- Каждое упражнение желательно повторять 5−7 раз.
- Средняя продолжительность речевой гимнастики 5−7 минут.
- Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
- Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
- Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности. Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
- Следите за состоянием ребенка, избегайте головокружения. Если ребенок устал -- сделайте паузу и через какое-то время вернитесь к игре.
- Занимайтесь в чистом, проветренном помещении.
- Занятия должны проходить в удобной для ребенка одежде.
Упражнения для развития речевого дыхания

Используются на первом этапе работы над речевым дыханием.
«Забей гол». Возьмите поролоновый мячик или сделайте мячик из салфетки, положите перед футбольными воротами, ребенок забивает гол струей воздуха.
«Зайчики прыгают», когда малыш сдувает легкие кусочки ваты со стола.
«Листопад, листопад», «Снег, снежок». Из цветной бумаги вырезаются разнообразные листья, также можно разрезать салфетку. Кладем мелкие части в стакан с трубочкой. Просим малыша подуть через трубочку на листики или снежок.
«Воздушный шарик», который подвешивается на уровне лица крохи. Он старается подуть так, чтобы шарик взлетел.
«Бабочки летают», «Дождик цветной», подготавливаются и выполняются примерно одинаково. Из тонкой цветной бумаги или ткани вырезаются легкие фигурки и подвешивается на карандаш. Ребенок держит игрушку у губ и старается, чтобы при помощи выдоха «бабочки» разлетелись.
Не забывайте, что дыхательная гимнастика, игры, упражнения помогут детям овладеть навыками речевого дыхания, которое впоследствии окажет огромное влияние на формирование связанной речи. Успехов!
«Забей гол». Возьмите поролоновый мячик или сделайте мячик из салфетки, положите перед футбольными воротами, ребенок забивает гол струей воздуха.
«Зайчики прыгают», когда малыш сдувает легкие кусочки ваты со стола.
«Листопад, листопад», «Снег, снежок». Из цветной бумаги вырезаются разнообразные листья, также можно разрезать салфетку. Кладем мелкие части в стакан с трубочкой. Просим малыша подуть через трубочку на листики или снежок.
«Воздушный шарик», который подвешивается на уровне лица крохи. Он старается подуть так, чтобы шарик взлетел.
«Бабочки летают», «Дождик цветной», подготавливаются и выполняются примерно одинаково. Из тонкой цветной бумаги или ткани вырезаются легкие фигурки и подвешивается на карандаш. Ребенок держит игрушку у губ и старается, чтобы при помощи выдоха «бабочки» разлетелись.
Не забывайте, что дыхательная гимнастика, игры, упражнения помогут детям овладеть навыками речевого дыхания, которое впоследствии окажет огромное влияние на формирование связанной речи. Успехов!