Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Основные правила актикуляционной гимнастики

Упражнения Методики работы

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна и как ее делать?

Это специальные упражнения, которые помогают натренировать мышцы речевого аппарата — губы, язык и челюсти. Такая гимнастика укрепляет мышцы и учит полноценно использовать органы артикуляции в говорении.
Гимнастика нужна не только тем, кто имеет нарушения речи. Детям 2-3 лет, находящимся в стадии активного пополнения словарного запаса, такая гимнастика будет очень полезна. Ребёнок будет точнее произносить звуки и с большей вероятностью скажет вам длинное или сложное по звучанию слово.
⠀Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
В последнее время практически у всех детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.
Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты.
Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы.
Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно четки и согласованы.
Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Для того, чтобы провести артикуляционную гимнастику, нужно сесть с ребенком у большого зеркала (и смотреться в него вдвоем) или взять 2 маленьких настольных и сесть напротив друг друга, чтобы кроха имел возможность смотреть и на вас, и на себя и не крутить головой по сторонам.
Возьмите салфетки и воду, чтобы ребёнок мог либо попить, либо вытереть слюни. Но только в случае необходимости. Не стоит разрешать ребенку пить воду часто - это отвлечет его от процесса.

Основные правила артикуляционной гимнастики

Примеры артикуляционной гимнастики
  • Проводить занятия нужно регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
  • Сначала выполняйте движения медленно, следите за их точностью.
  • Каждое динамическое упражнение выполните по 5-7 раз, статические (удержание позы) - по 5-15 секунд. Чем старше ребёнок, тем больше повторений и времени уделяется одному упражнению.
  • Средняя продолжительность АГ 15 минут.
  • Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
  • Родители могут завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий можно делать заметки, на что обратить внимание в следующий раз.
  • Обязательно хвалите ребёнка за успехи, мотивируя на старание и усидчивость.
  • Если ребёнок устал, сделайте перерыв, смените деятельность. Можно рассказать стишок, вспомнить песенку с движениями или сделать пальчиковую гимнастику.
  • Также можно включать в комплекс АГ упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса.
  • Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

Чтобы ребенку было интересно заниматься рекомендуем использовать:

  • ⠀ игрушки из логопедических магазинов;
  • игрушки с эффектом неожиданности, когда что-то вылетает или выпрыгивает при определённых действиях;
  • и конечно же весёлые музыкальные песенки с разным реквизитом.
Еще больше информации для всех желающих совершенствовать свои практические навыки проведения артикуляционной гимнастики на интенсиве для логопедов и дефектологов.