
Что такое сенсорная интеграция, когда применяется и для чего, а также методикой включения в занятия с ребенком с РАС расскажет и поделиться своим опытом Аюпова Елена Евгеньевна.
Елена Евгеньевна - доцент кафедры специальной педагогики и психологии ПГГПУ; кандидат педагогических наук; учитель-логопед высшей квалификационной категории; практикующий логопед-дефектолог на протяжении 32 лет; сертифицированный эксперт в области специального образования.
Что такое сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция – не новый метод. Уже очень давно, более 30 лет назад этот метод был активно использован в основном у дефектологов. Этот метод позволяет включить в познание мира все сенсорные системы. Суть системы – восполнить дефицит сенсорного опыта. У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) неправильно интерпретируется и двигательная, и тактильная информация. Тем самым, с помощью сенсорной интеграции, мы помогаем таким детям извлечь нужный опыт.
Признаки нарушения сенсорной интеграции

Во-первых, различные стереотипы в поведении: раскачивается на стуле, кругом ходит вокруг игрушки, тянет все в рот (не годовалый ребенок). Все эти признаки говорят о проблемах с вестибулярным и сенсорным аппаратом. Поэтому первое, что должен знать дефектолог или логопед, – это как ребенок должен развиваться в норме. Если это касается речевого развития, то нужно обращаться к трудам Гвоздева Алексея Николаевича «Развитие речи детей в норме», что касается внимания, памяти, то одного автора нет. Здесь мы ориентируемся на нескольких авторов А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского, на таблицу Мюррей.
Методы работы с ребенком с РАС
Дети с РАС – очень неоднородная группа. Два варианта из пяти РАС возникают с рождения. А три варианта возникают в разное время. У Никольской Ольги Сергеевны есть четыре группы, которые функционируют по коммуникации:
- Первая группа – полное отрешение от окружающих. Эти дети ни с кем не общаются. Для них сенсорная интеграция показана всегда.
- Вторая группа – контактируют с одним человеком. Им тоже сенсорная интеграция показана.
- Третья группа – дети с чрезвычайным интересом, они будут общаться только на одну тему. Им сенсорная интеграция нужна избирательно.
- Четвертая группа – чрезвычайно ранимые дети, очень обидчивые. С такими детьми сенсорная интеграция не показана.
Советы специалистам
Нужно понимать, что у ребенка нарушено. Если высокая сенсорная чувствительность, то нужно избавить окружению среду от неприятных для ребенка запахов, повесить светонепроницаемые шторы, одеть солнцезащитные очки, огородить рабочее место ребенка, поставить ширму, чтобы лишняя стимуляция не отвлекала ребенка.
Мы смотрим на направление что нарушено у ребенка и степень нарушения.