Артикуляционная гимнастика - один из важных этапов в комплексе логопедических занятий. Часто начинающие логопеды боятся начать заниматься гимнастикой.
С экспертом ОЦ “Каменный город” Еленой Евгеньевной Аюповой - учителем-логопедом высшей квалификационной категории, сертифицированным экспертом в области специального образования, к.п.н., обсудим с чего начать артикуляционную гимнастику и какие базовые упражнения необходимо включить в занятия.
С экспертом ОЦ “Каменный город” Еленой Евгеньевной Аюповой - учителем-логопедом высшей квалификационной категории, сертифицированным экспертом в области специального образования, к.п.н., обсудим с чего начать артикуляционную гимнастику и какие базовые упражнения необходимо включить в занятия.

Общие рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики
Чаще всего артикуляционную гимнастику проводят для детей с дизартрией для нормализации мышечного тонуса. Все остальные дети в меньшей степени нуждаются в артикуляционной гимнастике.
Важно понимать, что артикуляционные упражнения должны быть точными для того, чтобы от них можно было поставить звук.
Самый распространенный вариант ошибки, когда логопед просит ребенка сделать «Горочку» и ребенок делает неправильно. От такой «Горочки» вы потом никогда не поставите звук «С». Горочка должна быть такая же, как и при артикуляционном укладе «С»: спинка не должна вываливаться.
При выполнении всех упражнений считаем вслух до пяти, так как у многих дизартриков распадается поза.
Все упражнения должны быть доведены до автоматизма.
Важно понимать, что артикуляционные упражнения должны быть точными для того, чтобы от них можно было поставить звук.
Самый распространенный вариант ошибки, когда логопед просит ребенка сделать «Горочку» и ребенок делает неправильно. От такой «Горочки» вы потом никогда не поставите звук «С». Горочка должна быть такая же, как и при артикуляционном укладе «С»: спинка не должна вываливаться.
При выполнении всех упражнений считаем вслух до пяти, так как у многих дизартриков распадается поза.
Все упражнения должны быть доведены до автоматизма.
Базовые упражнения для артикуляционной гимнастики
В артикуляционной гимнастике порядка 50 упражнений, но я беру обычно базовые. Эти упражнения ориентированы на легкую форму дизартрии.
Артикуляционная гимнастика всегда начинается с гимнастики для губ. Первое упражнение, которые мы делаем, «Лягушки» (тянем губы прямо к ушкам, улыбаемся лягушкам). Это упражнение очень важно для дальнейшей постановки звука «З» и «Ш» (если он губной).
Второе упражнение – «Хоботок» (вытягиваем губы вперед) для тех детей, у которых порез губ.
Для нормализации мышечного тонуса делаем упражнение «Лопатка-иголка». «Лопатка» – широкий язык лежит на нижней губе. «Иголка» – узкий язык.
Упражнение «Горка» - базовый уклад для постановки свистящих звуков (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка – чуть приподнимается).
Упражнение «Чашечка» - базовое для постановки шипящих звуков. Необходимо отработать два упражнения: «Чашечка» и «Чашечка приклеилась к верхним зубам». Потому что именно от этой позы вы будете ставить шипящие звуки. Следите, чтобы у ребенка не провисали боковые края и не загибался кончик у языка. Я говорю ребенку, что каждому зубику должен достаться кусочек языка.
Упражнение «Качели» на развитие подвижности органов артикуляции – вращение языка вверх-вниз за зубами.
Упражнение «Грибок» - базовое упражнение для постановки шипящих и звука «Р». Следите, чтобы рот был широко открыт и уздечка была натянута. Язык присасывается всей плоскостью к небу.
Упражнение «Лошадка» - приклеивается кончик языка к небу. В конце упражнения произносим «БРРРР». Тормозить лошадку обязательно надо, чтобы ребенок почувствовал вибрацию звука «Р».
Упражнение «Блинчик» - базовое упражнение для постановки звука «Л». Широкий язык на нижней губе чуть-чуть прикусываем зубами, кончик торчит. Здесь нужно отработать, чтобы «Блинчик» был широкий.
«Маляр» - хорошее упражнение для подвижности органов артикуляции, когда мы белим потолок: кончик языка двигается к горлышку и обратно.
Для подвижности мы часто делаем «Часики» - язычок бегает из одного уголка рта в другой и «Футболиста» - язычок упирается в щеку.
Очень нужно упражнение «Парус». Оно отрабатывает широкий подъем языка за верхними зубами. Необходимо завести широкий язык за верхние зубы и держать его в таком положении на счет до пяти.
Если у ребенка нарушены только свистящие звуки, то мы не делаем ни «Грибок» ни «Лошадку». Мы делаем только «Горочку», «Лягушки», «Заборчик». Если у ребенка нарушены все звуки, тогда берем весь комплекс. То есть комплекс подбирается под необходимые звуки.
Если у ребенка очень выражена дизартрия, то нужен расширенный комплекс. Тогда включаем и «Обезьянку» и «Индюка» и «Орешки».
Артикуляционная гимнастика всегда начинается с гимнастики для губ. Первое упражнение, которые мы делаем, «Лягушки» (тянем губы прямо к ушкам, улыбаемся лягушкам). Это упражнение очень важно для дальнейшей постановки звука «З» и «Ш» (если он губной).
Второе упражнение – «Хоботок» (вытягиваем губы вперед) для тех детей, у которых порез губ.
Для нормализации мышечного тонуса делаем упражнение «Лопатка-иголка». «Лопатка» – широкий язык лежит на нижней губе. «Иголка» – узкий язык.
Упражнение «Горка» - базовый уклад для постановки свистящих звуков (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка – чуть приподнимается).
Упражнение «Чашечка» - базовое для постановки шипящих звуков. Необходимо отработать два упражнения: «Чашечка» и «Чашечка приклеилась к верхним зубам». Потому что именно от этой позы вы будете ставить шипящие звуки. Следите, чтобы у ребенка не провисали боковые края и не загибался кончик у языка. Я говорю ребенку, что каждому зубику должен достаться кусочек языка.
Упражнение «Качели» на развитие подвижности органов артикуляции – вращение языка вверх-вниз за зубами.
Упражнение «Грибок» - базовое упражнение для постановки шипящих и звука «Р». Следите, чтобы рот был широко открыт и уздечка была натянута. Язык присасывается всей плоскостью к небу.
Упражнение «Лошадка» - приклеивается кончик языка к небу. В конце упражнения произносим «БРРРР». Тормозить лошадку обязательно надо, чтобы ребенок почувствовал вибрацию звука «Р».
Упражнение «Блинчик» - базовое упражнение для постановки звука «Л». Широкий язык на нижней губе чуть-чуть прикусываем зубами, кончик торчит. Здесь нужно отработать, чтобы «Блинчик» был широкий.
«Маляр» - хорошее упражнение для подвижности органов артикуляции, когда мы белим потолок: кончик языка двигается к горлышку и обратно.
Для подвижности мы часто делаем «Часики» - язычок бегает из одного уголка рта в другой и «Футболиста» - язычок упирается в щеку.
Очень нужно упражнение «Парус». Оно отрабатывает широкий подъем языка за верхними зубами. Необходимо завести широкий язык за верхние зубы и держать его в таком положении на счет до пяти.
Если у ребенка нарушены только свистящие звуки, то мы не делаем ни «Грибок» ни «Лошадку». Мы делаем только «Горочку», «Лягушки», «Заборчик». Если у ребенка нарушены все звуки, тогда берем весь комплекс. То есть комплекс подбирается под необходимые звуки.
Если у ребенка очень выражена дизартрия, то нужен расширенный комплекс. Тогда включаем и «Обезьянку» и «Индюка» и «Орешки».