Артикуляционная гимнастика - один из важных этапов в комплексе логопедических занятий. Часто начинающие логопеды боятся начать заниматься гимнастикой. С экспертом ОЦ “Каменный город” Еленой Евгеньевной Аюповой - учителем-логопедом высшей квалификационной категории, сертифицированным экспертом в области специального образования, к.п.н., обсудим с чего начать артикуляционную гимнастику и какие базовые упражнения необходимо включить в занятия.
Общие рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики
Чаще всего артикуляционную гимнастику проводят для детей с дизартрией для нормализации мышечного тонуса. Все остальные дети в меньшей степени нуждаются в артикуляционной гимнастике.
Важно понимать, что артикуляционные упражнения должны быть точными для того, чтобы от них можно было поставить звук.
Самый распространенный вариант ошибки, когда логопед просит ребенка сделать «Горочку» и ребенок делает неправильно. От такой «Горочки» вы потом никогда не поставите звук «С». Горочка должна быть такая же, как и при артикуляционном укладе «С»: спинка не должна вываливаться.
При выполнении всех упражнений считаем вслух до пяти, так как у многих дизартриков распадается поза.
Все упражнения должны быть доведены до автоматизма.
Базовые упражнения для артикуляционной гимнастики
В артикуляционной гимнастике порядка 50 упражнений, но я беру обычно базовые. Эти упражнения ориентированы на легкую форму дизартрии.
Артикуляционная гимнастика всегда начинается с гимнастики для губ. Первое упражнение, которые мы делаем, «Лягушки» (тянем губы прямо к ушкам, улыбаемся лягушкам). Это упражнение очень важно для дальнейшей постановки звука «З» и «Ш» (если он губной).
Второе упражнение – «Хоботок» (вытягиваем губы вперед) для тех детей, у которых порез губ.
Для нормализации мышечного тонуса делаем упражнение «Лопатка-иголка». «Лопатка» – широкий язык лежит на нижней губе. «Иголка» – узкий язык.
Упражнение «Горка» - базовый уклад для постановки свистящих звуков (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка – чуть приподнимается).
Упражнение «Чашечка» - базовое для постановки шипящих звуков. Необходимо отработать два упражнения: «Чашечка» и «Чашечка приклеилась к верхним зубам». Потому что именно от этой позы вы будете ставить шипящие звуки. Следите, чтобы у ребенка не провисали боковые края и не загибался кончик у языка. Я говорю ребенку, что каждому зубику должен достаться кусочек языка.
Упражнение «Качели» на развитие подвижности органов артикуляции – вращение языка вверх-вниз за зубами.
Упражнение «Грибок» - базовое упражнение для постановки шипящих и звука «Р». Следите, чтобы рот был широко открыт и уздечка была натянута. Язык присасывается всей плоскостью к небу.
Упражнение «Лошадка» - приклеивается кончик языка к небу. В конце упражнения произносим «БРРРР». Тормозить лошадку обязательно надо, чтобы ребенок почувствовал вибрацию звука «Р».
Упражнение «Блинчик» - базовое упражнение для постановки звука «Л». Широкий язык на нижней губе чуть-чуть прикусываем зубами, кончик торчит. Здесь нужно отработать, чтобы «Блинчик» был широкий.
«Маляр» - хорошее упражнение для подвижности органов артикуляции, когда мы белим потолок: кончик языка двигается к горлышку и обратно.
Для подвижности мы часто делаем «Часики» - язычок бегает из одного уголка рта в другой и «Футболиста» - язычок упирается в щеку.
Очень нужно упражнение «Парус». Оно отрабатывает широкий подъем языка за верхними зубами. Необходимо завести широкий язык за верхние зубы и держать его в таком положении на счет до пяти.
Если у ребенка нарушены только свистящие звуки, то мы не делаем ни «Грибок» ни «Лошадку». Мы делаем только «Горочку», «Лягушки», «Заборчик». Если у ребенка нарушены все звуки, тогда берем весь комплекс. То есть комплекс подбирается под необходимые звуки.
Если у ребенка очень выражена дизартрия, то нужен расширенный комплекс. Тогда включаем и «Обезьянку» и «Индюка» и «Орешки».