Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Методики развития для детей. Методика Марии Гмошинской «Художники в памперсах»

Методики работы Упражнения
Как начать заниматься живописью с малышами от 6 месяцев знает Мария Гмошинская. Целью таких занятий является сохранение контакта матери и ребенка посредством творческой деятельности.
К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе со взрослым. В этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия жизни отношение к близким и посторонним взрослым качественно различается. После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда как ее присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность ребенка.
Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Взрослый (инструктор) выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8—10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен.

Задачи методики:

1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Психоэмоциональное развитие.
5. Профилактика девиантных (отклоняющихся) форм поведения в последующие возрастные периоды.

Методические рекомендации

1. Перед началом работы с малышом готовят лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.
2. Продолжительность занятий — 5—20 минут и более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. Предлагать позаниматься можно только после двух лет, когда малыш уже понимает, что означают слова «давай полепим» или «давай порисуем». (В 2—3 года вопрос «чем ты хочешь позаниматься?» может поставить ребенка в тупик. Он хочет заниматься всем. Да, именно всем, что ему предложат. Если вы с малышом начали лепить, а дело не идет, следует закончить лепку. Захотели вы слепить снеговика, скатали один шарик, а малыш не хочет. Не заставляйте, улыбнитесь: «Посмотри, мячик белый получился!» Предложите ребенку: «Давай нарисуем много мячиков!» И малыш с охотой возьмется рисовать.)
3. Занятия индивидуальные. Групповые занятия с 2—3 парами «мать — ребенок» возможны только после того, как ребенок привыкнет к методисту и овладеет техникой работы с красками.
4. Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.
5. Работа с красками проводится за письменным столом. Недопустимо использовать для работы с красками обеденный стол, так как ребенок с первого занятия рисованием должен понимать, что краски есть нельзя.
6. Водой не пользуемся, поскольку ребенок может разлить ее или выпить.
7. Перед началом занятия ребенку надевают фартук, предназначенный для занятий рисованием, и объясняют его предназначение.
8. Мать держит ребенка на руках, методист находится рядом с матерью.
9. Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.
10. На первом занятии ребенку показывают 1—2 краски (желтая, оранжевая или зеленая), объясняют, что это краски и их не едят.
11. Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками.
12. Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша «оставить след на ней».
13. После окончания занятия надо похвалить малыша.
14. Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.
15. После 3—4 занятий ребенка можно посадить за отдельный столик, при этом мама и методист находятся рядом с ребенком.
16. В первые месяцы занятия проводятся не чаще одного раза в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть велика.
17. После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Дети любят работу с красками и просят родителей давать краски. Главное при этом, чтобы ребенок освоил основную последовательность действий: подготовка к рисованию (надевание спецодежды), работа с краской, мытье рук.

Техника рисования

До года при рисовании используются пальцы и ладонь. Ребенок может работать как правой, так и левой рукой. После года ребенку можно дать кисть № 22—24 и через несколько занятий предложить работать за мольбертом. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с кисточкой, погладить ею руку ребенка, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой кисточкой, а затем мокрой.
Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить краску. Красная краска может испугать ребенка. Лучше предложить оранжевую или желтую. Согласно нашим наблюдениям, все дети в первые дни при работе с кистью брали ее за конец, а не у рабочей части (то есть так, как они обычно берут ложку). Через несколько занятий дети, как правило, уже правильно держат кисть.
Вначале мы предлагаем детям лист формата А4 (независимо от возраста), а затем — формата А3. Детям старше года предлагаем для каждой краски отдельную кисть. В работе используем основные цвета и белый цвет. Ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге или на цветном картоне.

Перечень предметов, которые понадобятся при проведении занятий

1. Индивидуальные защитные подкладки для работы.
2. Фартук или спецодежда для ребенка.
3. Восковые мелки.
4. Толстые фломастеры на водной основе.
5. Цветные толстые карандаши для маленьких детей (их диаметр примерно в 2 раза больше, чем у обычных карандашей).
6. Бумага для рисования, цветная бумага, цветной картон.
7. Клей (желательно нетоксичный) или клеящий карандаш.
8. Трафареты различных фигур геометрических форм для подготовки материала к аппликациям.
9. Ватман для занятий по живописи.
10. Гуашь шести цветов отечественного производства, детская, нетоксчная.
11. Кисти — щетина №№ 16, 20,24.

Содержание занятий

Занятие 1
Цель: знакомство с основными цветами.
1. Игра «Юный художник». Малышам даются карточки с различными предметами. Их задача — определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (цветы — желтые, белые, синие, красные; елка — зеленая и т.д.).
2. Рисунок карандашом на бумаге (малышу предлагают нарисовать, что он хочет).
3. Домашнее задание: рисование цветными карандашами.
Занятие 2
Цели:
— продолжение знакомства с основными цветами (желтый, красный, синий), а также с зеленым, черным, белым;
— научить ребенка пользоваться красками (гуашь) и кисточками.
Задание:
Раскрасить лист бумаги (1/2 обычного формата) в любой цвет по желанию ребенка. (Гуашь, кисть № 10.)
Занятие 3
Цель: научить ребенка смешивать цвета.
Задания:
1. Взять немного краски (например, желтой) и добавить немного синей, смешать.
2. Ребенок должен определить, какой цвет получился.
3. Предложить малышу поэкспериментировать.
Работа проводится на бумаге обычного формата, краски — гуашь, кисть № 10.
Занятие 4
Цель: смешивание основных цветов с белилами, получение различных оттенков.
Задания:
1. Раскрасить веер.
2. Раскрасить веер переходными тонами (например, от красного, добавляя белила, до белого).
Занятия 5, 6, 7
«Кисточка гуляет по бумаге»
Цель: научить ребенка пользоваться кистью, подбирать фон.
Задания:
Занятие 5 — картинка «Падающий снег».
Занятие 6 — «Цветы на лугу».
Занятие 7 — «Следы невиданных зверей».
Пособия: цветной картон.
Занятие 8
(Заключительное занятие из цикла «Основные цвета»)
Задание:
Нарисовать радугу (с помощью мамы).
Работа на бумаге или картоне белого цвета, краски — гуашь, кисть № 6.
Занятия 910
Цель: сравнение предметов по величине (большой — маленький, высокий — низкий, короткий — длинный).
Пособия: стройматериалы, куклы, игрушки различных размеров, ленты различной длины, цветные карандаши.
Задания:
1. Построить дом из стройматериала для большой и маленькой кукол. Определить, какой дом высокий, а какой низкий.
2. Игры: «Мишка большой, зайка маленький» (зайцев и мишек изображают дети); «Скатай ленту» (длинную и короткую).
3. Нарисовать карандашами прямые линии, различные по длине.
Занятие 11
Цель: рисование красками прямых линий, различных по цвету и длине.
Пособия: пакетик, изготовленный из бумаги, краски — гуашь, кисть № 6.
Задание:
Раскрасить пакетик для подарка куклам.
Занятие 12
Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.
Задание:
Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличие в размерах, цветах.
Занятие 13
Цель: рисование красками снежинок, звезд на небе.
Пособия: цветной синий или голубой картон, черная тонированная бумага, гуашь, кисть № 6.
Задание:
Нарисовать снежинки на голубом небе, звезды — на черном.
Во время проведения этих занятий необходимо обращать внимание детей на различные по форме и размерам снежинки, звезды.
После завершения работы дети сравнивают рисунки, определяют, у кого получились самые большие звезды и снежинки, а у кого — самые маленькие.
Занятие 14
Цель: знакомство с понятием формы.
Пособия: предметы различной формы (пакеты из-под молока прямоугольной формы; кубики, пластмассовые шары, брусочки, пирамидки различных цветов и размеров), бумага или картон, гуашь, кисть № 6.
Задания:
1. Игра с предметами, формочками различных размеров, цветов, формы. Составление пирамидок.
2. Дорисовать свои рисунки (занятие 13) или нарисовать новые: зимний пейзаж — сугробы, падающий снег.
Занятия 1516
Цель: рисование предметов круглой формы.
Задания:
Рисование красками картин: «Одуванчик», «Танцующие цветы», «Спящие цветы».
Во время проведения занятий обратить внимание ребенка на цвет, размер, форму изображаемых им предметов, соотношение цвета рисунка и фона.
Занятие 17
Цели:
— сравнение предметов округлой формы по цвету, величине;
— научить ребенка работать с трафаретами геометрических фигур.
Пособия: бумага писчая, трафареты кругов различных размеров, цветные карандаши, фломастеры.
Занятие 18
Цель: научить ребенка рисовать красками точки.
Пособия: пакетик из бумаги, гуашь, кисть № 6.
Задание:
Украсить пакетик точками — маленькими кружочками разного цвета.
Занятие 19
Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.
Пособия для занятий 19—21: геометрическое лото, цветная бумага, клеящий карандаш, картон.
Задание:
Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличия в размерах и цветах.
Занятия 20, 21 (продолжение занятия 19)
Задания:
1. Какие предметы бывают в форме треугольника, круга, квадрата, четырехугольника?
2. Аппликации с использованием различных геометрических фигур — составление из частей целого.
Занятие 22
Цель: знакомство с понятиями «вершина», «угол», «сторона».
Пособия: аппликация с геометрическими фигурами (с выделением сторон, вершин, углов), геометрические фигуры различных размеров.
Задание:
На геометрических фигурах уметь определить сторону, вершину, угол.
Занятие 23
Цель: рисование красками различных по форме предметов.
Пособия: бумага для рисования, гуашь, кисть № 6.
Задания:
1. Нарисовать яблоки, сливы, помидоры, огурцы и др.
2. Определить, чем отличаются друг от друга данные предметы (по величине, форме, цвету).
Занятие 24
Цель: рисование геометрических фигур по трафаретам.
Задания:
1. Нарисовать геометрические фигуры по трафаретам.
2. Раскрасить их в различные цвета.
И помните самое главное — чаще хвалите малыша!