Очень многие логопеды самоуверенно считают, что они все знают и понимают, что логопедия стоит на месте и все нарушения давно изучены.
Это главная ошибка.
Вспомните, как вы готовитесь к каждой своей диагностике? Какие вопросы вы задаете себе? Как и какие вы готовите пробы? Что уже узнали от родителей?
Для того, чтобы максимально эффективно подготовится к диагностике — нужно знать ответы на главные вопросы.
В статье эксперт Анастасия Неженец поделится секретами современных методов диагностики. Анастасия — логопед-дефектолог, автор логопедических пособий и обучающих курсов, в том числе курса «Тонкости современной логопедии».
Что нужно подготовить для современных методов диагностики?
Я люблю совмещать в своей работе не только классическую логопедическую работу, но и нейропсихологию, психологию, сенсорную интеграцию. Потому что сейчас дети приходят с разной коморбидностью диагнозов и нарушений и каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Поэтому я в своей работе использую только 30% карточек и альбомов и 70% игр.
Игра имеет очень важную роль в жизни ребенка. И я за то, чтобы эта игра оставалась. На своей диагностике я использую неокрашенные однотонные пирамидки. Ошибочно брать цветную пирамидку, потому что дома все дети играют с цветными пирамидками. Также я использую неокрашенные круги, кубики, подносы.
За одну диагностику я провожу около 8 проб. И каждое мое задание лежит в деревянном подносе, чтобы ребенку было понятно сколько заданий ему нужно сделать.
Также я использую разноцветные мешочки, в которые кладу фигурки с артикуляционной гимнастикой либо со слоговой структурой слов. Чтобы открыть мешочек нужно задействовать мелкую моторику, соответственно, сразу проверяем тонус в пальцах. Могу дать задание сначала открыть синий мешочек потом зеленый, тем самым проверю слухо-речевую память.
Ребенок может испугаться большого количества заданий и отказаться их выполнять и поэтому нам нужно первые задания и пробы взять такие, на которых ребенок может максимально проявиться и показать все свои нарушения.
Также я использую на диагностике блоки для йоги, канаты, веревки, следы, ладошки. Все эти предметы нужны для составления моторной дорожки.
Беру фигурки с семьей и к этой семье использую шарфики, носочки, шапочки. Сразу будет понятно помнит ли ребенок имена всех членов семьи.
Из материалов использую салфетки, перчатки (розовые, необработанные, виниловые).
Игра имеет очень важную роль в жизни ребенка. И я за то, чтобы эта игра оставалась. На своей диагностике я использую неокрашенные однотонные пирамидки. Ошибочно брать цветную пирамидку, потому что дома все дети играют с цветными пирамидками. Также я использую неокрашенные круги, кубики, подносы.
За одну диагностику я провожу около 8 проб. И каждое мое задание лежит в деревянном подносе, чтобы ребенку было понятно сколько заданий ему нужно сделать.
Также я использую разноцветные мешочки, в которые кладу фигурки с артикуляционной гимнастикой либо со слоговой структурой слов. Чтобы открыть мешочек нужно задействовать мелкую моторику, соответственно, сразу проверяем тонус в пальцах. Могу дать задание сначала открыть синий мешочек потом зеленый, тем самым проверю слухо-речевую память.
Ребенок может испугаться большого количества заданий и отказаться их выполнять и поэтому нам нужно первые задания и пробы взять такие, на которых ребенок может максимально проявиться и показать все свои нарушения.
Также я использую на диагностике блоки для йоги, канаты, веревки, следы, ладошки. Все эти предметы нужны для составления моторной дорожки.
Беру фигурки с семьей и к этой семье использую шарфики, носочки, шапочки. Сразу будет понятно помнит ли ребенок имена всех членов семьи.
Из материалов использую салфетки, перчатки (розовые, необработанные, виниловые).
Правила проведения диагностики

Самое первое на что я хочу обратить внимание — одежда специалиста. Если мы работаем с детьми, у которых есть ограниченные возможности здоровья или с маленькими детьми, то сменная одежда очень необходима.
Макияж очень сильно отвлекает детей. Конечно, если мы хотим показать артикуляционную гимнастику, то можно накрасить губы яркой помадой.
Многие педагоги любят надевать украшения, но я на своей диагностике оставляю только часы, так как другие украшения могут отвлекать детей.
Нужно быть осторожнее с применением парфюма. Есть дети, которые очень реагируют на ароматы и это очень сильно раздражает ребенка.
Самое важное правило, которые я использую на диагностике: диагностический материал должен быть один, а игры, которые вы даете ребенку, — другие. Я никогда не возьму диагностический материал в занятие. Через три месяца я провожу повторную диагностику. Поэтому, если я буду брать диагностический материал на занятие, то ребенку он надоест, и когда я буду проводить промежуточную диагностику. то это будет не информативно.
На диагностике в большинстве случаев присутствует мама. Маме нужно сразу дать понять, что диагностика не для нее, а для ребенка. Нужно сразу выстроить личные границы с родителями.
Макияж очень сильно отвлекает детей. Конечно, если мы хотим показать артикуляционную гимнастику, то можно накрасить губы яркой помадой.
Многие педагоги любят надевать украшения, но я на своей диагностике оставляю только часы, так как другие украшения могут отвлекать детей.
Нужно быть осторожнее с применением парфюма. Есть дети, которые очень реагируют на ароматы и это очень сильно раздражает ребенка.
Самое важное правило, которые я использую на диагностике: диагностический материал должен быть один, а игры, которые вы даете ребенку, — другие. Я никогда не возьму диагностический материал в занятие. Через три месяца я провожу повторную диагностику. Поэтому, если я буду брать диагностический материал на занятие, то ребенку он надоест, и когда я буду проводить промежуточную диагностику. то это будет не информативно.
На диагностике в большинстве случаев присутствует мама. Маме нужно сразу дать понять, что диагностика не для нее, а для ребенка. Нужно сразу выстроить личные границы с родителями.
Поэтапное построение диагностики:
1. Выясняю запрос родителей что они хотят от занятий с логопедом и сможете ли вы в этой ситуации помочь.
2. Провожу диагностику с ребенком, мама заполняет анкету сбор анамнеза. Эта анкета очень важна.
Топ-3 пробы для диагностики ребенка

Проверка звукопроизношения. Многие логопеды проверяют звукопроизношение по альбомам. Я этого не делаю, потому что современным детям нужен индивидуальный подход. Звукопроизношение я проверяю на «сборной солянке». Например, в миске я собирают разные предметы, с помощью которых я смогу понять где у ребенка отсутствует или заменяется звук. К примеру, беру чайник, машинку, мишку, свечку, квадрат. В одну «сборную солянку» можно положить от 20 до 30 предметов. И дальше на самой диагностике смотрю как ребенок владеет связанной речью, пропускает или добавляет звуки.
Использование зондозаменителей. Я их использую для проверки звукопроизношения. С одной стороны зоднозаменителя находится шарик, с другой предмет. Как я их использую? Говорю ребенку: «Там где шарик, там и язычок». Или говорю, что сейчас будет две точки и ребенок ставит язык в то место на лице, где стоит шарик. Можно также проверить дыхание с помощью вертушек. Также я использую зонды с силиконовыми насадками. Такие зонды не вызывают у ребенка испуга. С помощью такого зонда мы можем проверить непосредственно сам язык, прокатывая его по разным линиям, область щек. Можно проверить связку под языком.
Проба со слоговой структурой слова. Я использую разноцветные мешочки. Их можно заполнять фигурками разной слоговой структуры, например, картинками. Вместо мешочков можно использовать коробки разных размеров.
Использование зондозаменителей. Я их использую для проверки звукопроизношения. С одной стороны зоднозаменителя находится шарик, с другой предмет. Как я их использую? Говорю ребенку: «Там где шарик, там и язычок». Или говорю, что сейчас будет две точки и ребенок ставит язык в то место на лице, где стоит шарик. Можно также проверить дыхание с помощью вертушек. Также я использую зонды с силиконовыми насадками. Такие зонды не вызывают у ребенка испуга. С помощью такого зонда мы можем проверить непосредственно сам язык, прокатывая его по разным линиям, область щек. Можно проверить связку под языком.
Проба со слоговой структурой слова. Я использую разноцветные мешочки. Их можно заполнять фигурками разной слоговой структуры, например, картинками. Вместо мешочков можно использовать коробки разных размеров.
Помните, что современный подход к диагностике дает возможность специалисту работать на более качественный результат, дает надежду и хорошие результаты многим деткам.