Сначала детское коверканье слов кажется милым и забавным, но в определенном возрасте начинает вызывать тревогу и беспокойство. Практически в каждой семье возникает вопрос «А не пора ли нам к логопеду?». После этого начинается либо излишняя паника, либо желание «подождать», пока проблема решится самостоятельно/ребенок пойдет в школу.

Когда действительно нужно обратиться к логопеду?
Логопед для ребенка 1 года
В первые месяцы жизни у грудничка начинается гуление — его первая речь (гу-гу, агу и т. д.); к полугоду появляется лепет, а к году должна появиться речь, состоящая из повторяющихся звуков (ма-ма, та-та, ба-ба и т. д.).Если до указанных временных специалисту.
Логопед для ребенка 2 года
К 2,5 годам у ребенка должна сформироваться так называемая элементарная фразовая речь. Малыш уже может начать говорить простыми предложениями, увеличивается и словарный запас. Минимально на втором году жизни ребенок должен хотя бы иметь и употреблять в речи небольшой запас слов. Если этого не происходит, значит, речевое развитие существенно отстает от нормы. «Разговориться» поможет логопед.
Логопед для ребенка 3 года
В 3 года ребенок должен начать составлять из слов предложения. От простых фраз он переходит к более сложным, использует падежи, отличает единственное число от множественного (конечно же, интуитивно), употребляет различные предлоги и союзы.
Логопед для ребенка 4 года
В 4 года малыш начинает употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, он осваивает свистящие звуки (ш, ж, ч, щ), сложные предлоги и союзы.
Логопед для ребенка 5 лет
В 5 лет у ребенка появляется так называемый словарь обиходных слов, которые он часто употребляет в речи. Дошкольник может не просто назвать все предметы, которые находятся в его окружении, но и дать им точное описание и характеристики. В этом возрасте ребенок уже должен правильно произносить сложные слова, например, «лётчик», «телеведущий», «парашют» и т. д. К 5 годам должны быть поставлены все звуки, в том числе, «Р».
Логопед для ребенка 6 лет
С 5 до 6 лет у ребенка крепнут мышцы артикуляционного аппарата. Дети активно разговаривают, произносят сложные слова родного языка. Они спокойно выполняют задания от родителей и близких людей: выделяют слоги среди других, подбирают слова с заданным звуком, свободно рассказывают выученные наизусть стихотворения.
В первые месяцы жизни у грудничка начинается гуление — его первая речь (гу-гу, агу и т. д.); к полугоду появляется лепет, а к году должна появиться речь, состоящая из повторяющихся звуков (ма-ма, та-та, ба-ба и т. д.).Если до указанных временных специалисту.
Логопед для ребенка 2 года
К 2,5 годам у ребенка должна сформироваться так называемая элементарная фразовая речь. Малыш уже может начать говорить простыми предложениями, увеличивается и словарный запас. Минимально на втором году жизни ребенок должен хотя бы иметь и употреблять в речи небольшой запас слов. Если этого не происходит, значит, речевое развитие существенно отстает от нормы. «Разговориться» поможет логопед.
Логопед для ребенка 3 года
В 3 года ребенок должен начать составлять из слов предложения. От простых фраз он переходит к более сложным, использует падежи, отличает единственное число от множественного (конечно же, интуитивно), употребляет различные предлоги и союзы.
Логопед для ребенка 4 года
В 4 года малыш начинает употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, он осваивает свистящие звуки (ш, ж, ч, щ), сложные предлоги и союзы.
Логопед для ребенка 5 лет
В 5 лет у ребенка появляется так называемый словарь обиходных слов, которые он часто употребляет в речи. Дошкольник может не просто назвать все предметы, которые находятся в его окружении, но и дать им точное описание и характеристики. В этом возрасте ребенок уже должен правильно произносить сложные слова, например, «лётчик», «телеведущий», «парашют» и т. д. К 5 годам должны быть поставлены все звуки, в том числе, «Р».
Логопед для ребенка 6 лет
С 5 до 6 лет у ребенка крепнут мышцы артикуляционного аппарата. Дети активно разговаривают, произносят сложные слова родного языка. Они спокойно выполняют задания от родителей и близких людей: выделяют слоги среди других, подбирают слова с заданным звуком, свободно рассказывают выученные наизусть стихотворения.
Какие звуки должны появляться в речи ребенка?
Разные звуки появляются в речи ребенка поэтапно. В 1−2 года появляются звуки А, О, Э, П, Б, М, Й, Т', Д', Н'. В 2−3 года — И, Ы, У, Ф, Ф', В, В', Б', М', П', Т, Д, Н, К, К', Г, Г', Х, Х', С', З'. В возрасте 3−4 лет —Л', С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч. К 5−6 годам — Л и Р, Р'.
Поэтому, если в 2−3 года отсутствует звук С или Р, то стоит немного подождать. Но когда в этом же возрасте отсутствуют звуки В, Х, П и т. д., то требуется консультация специалиста.
Поэтому, если в 2−3 года отсутствует звук С или Р, то стоит немного подождать. Но когда в этом же возрасте отсутствуют звуки В, Х, П и т. д., то требуется консультация специалиста.

На эту таблицу можно ориентироваться, когда встает вопрос о консультации у специалиста.

Схема нормального речевого развития (по Гвоздеву). Её составила Жукова Н. С. Она провела большую работу — тщательный анализ книги Гвоздева А. Н. «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961 г.) и на его основании разработала данную таблицу. Эту таблицу автор предлагает использовать «в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным (русским) языком».
Когда срочно обращаться к логопеду?
- Срочно обращаться к логопеду нужно в случае если:
- ребенок использует нефизиологические замены: «тухари» вместо «сухари», «дубы» вместо «губы» и т. д.;
- появилась «шепелявость» или «картавость»;
- началась путаница в окончаниях;
- ребенок меняет слова в предложении и плохо воспринимает чужую речь.
Вообще к логопеду необходимо обратиться в профилактических целях по достижению ребенком 3-х летнего возраста — такая консультация проводится единоразово (если специалист во время приема не выявляет речевых нарушений), чтобы проверить малыша, установить уровень его речевого развития и предотвратить возможные речевые проблемы в будущем.
Однако, если Вы замечаете какие-либо отклонения в более раннем возрасте, не стоит пренебрегать посещением логопеда и попросту тянуть время.
С какими проблемами работает логопед?
- Недоразвитая речь
- Неправильное произношение слов
- Отсутствие речевых навыков
- Проблемы в построении предложений
- Проблемы с чтением и письмом
- Неправильное восприятие речи
- Неспособность составлять рассказы
- Заикание
- Нарушение речи из-за воздействия внешних факторов (операции, стресс и т. д.)
Как минимум два раза покажите ребенка логопеду до школы. Это поможет «захватить» проблему, если она есть и решить её до поступления в начальные классы.
Уважаемые родители, если вы чувствуете, что посещение логопеда необходимо, что вам нужно снять тревогу или убедиться, что все идет как нужно — сходите на пробное занятие. Грамотный логопед не возьмет в работу ребенка, которому это не требуется.