
Внимание — это особое состояние сознания, благодаря которому человек направляет и сосредотачивает познавательные процессы. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.
Очень важно развивать внимание у детей с помощью игровых упражнений. Но не стоит забывать про возрастные особенности:
Собрали для вас самые полезные игры для младших дошкольников. Поиграем?
Очень важно развивать внимание у детей с помощью игровых упражнений. Но не стоит забывать про возрастные особенности:
- Продолжительность занятий с детьми 3−4 лет не должна превышать 14−20 минут.
- Игре с дошкольником 5−6 лет можно посвятить около получаса.
- Школьники могут заниматься до 45 минут.
Собрали для вас самые полезные игры для младших дошкольников. Поиграем?
Похоже – не похоже

Игра направлена на развитие устойчивости и увеличение объема внимания.
Предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).
Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.
Закрепляем: можно поиграть в игру «Орлиный глаз» — кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы. Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит — он получит от игры истинное удовольствие.
Предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).
Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.
Закрепляем: можно поиграть в игру «Орлиный глаз» — кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы. Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит — он получит от игры истинное удовольствие.
Найди пару (парные картинки)
Игра направлена на развитие устойчивости внимания
Вариант 1. Педагог раскладывает на столе все картинки рисунками вверх. Затем берет две из них и показывает играющим. Объясняет: «Это мяч и это мяч. Два мяча-пара». После этого предлагает участникам игры самим, точно также подобрать пары.
Вариант 2. Один набор картинок раздается играющим. Другой остается у педагога. Педагог описывает картинку, не показывая её детям. Они должны по описанию угадать и назвать предмет.
Вариант 3. Все картинки раздаются детям. Дети описывают свои картинки, обращая внимание на название предмета, его цвет, форму, части. У кого вторая картинка — называет картинку. Игра заканчивается, когда подобраны все пары.
Вариант 1. Педагог раскладывает на столе все картинки рисунками вверх. Затем берет две из них и показывает играющим. Объясняет: «Это мяч и это мяч. Два мяча-пара». После этого предлагает участникам игры самим, точно также подобрать пары.
Вариант 2. Один набор картинок раздается играющим. Другой остается у педагога. Педагог описывает картинку, не показывая её детям. Они должны по описанию угадать и назвать предмет.
Вариант 3. Все картинки раздаются детям. Дети описывают свои картинки, обращая внимание на название предмета, его цвет, форму, части. У кого вторая картинка — называет картинку. Игра заканчивается, когда подобраны все пары.
Звучащие предметы

Игра направлена на развитие слухового внимания; развитие сообразительности, выдержки.
Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.
Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.
Зеркало
Направлена на развитие концентрации и объема внимания, поможет подготовиться к более сложным заданиям.
Предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения.
Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и он тоже и т. д.
Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2−3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.
А может, вы поете и кружитесь вокруг себя? Фантазируйте!
Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать.
Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».
Предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения.
Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и он тоже и т. д.
Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2−3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.
А может, вы поете и кружитесь вокруг себя? Фантазируйте!
Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать.
Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».
Забавный художник
Игра направлена на развитие произвольного внимания
Покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой — синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д.
А может, художник нарисовал что-то неправильно? (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег… на деревьях листочки.) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.
Закрепляем: играем летом — рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает.
Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга.
Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2−3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 2−4 отличиями в каждой и т. д.
Покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой — синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д.
А может, художник нарисовал что-то неправильно? (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег… на деревьях листочки.) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.
Закрепляем: играем летом — рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает.
Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга.
Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2−3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 2−4 отличиями в каждой и т. д.
Выкладывание палочек
Ориентирована на развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен».
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен».
Найди тень
Направлена на развитие произвольного внимания.
Ребенку предлагают предметный рисунок с изображением его тени.
Ребенку предлагают предметный рисунок с изображением его тени.
Волшебный мешочек
Развиваем устойчивость внимания.
Положите в мешочек все выбранные для игры предметы, затяните мешочек завязками так, чтобы осталось небольшое отверстие, в которое ребёнок сможет просунуть руку. Попросите малыша вытаскивать из мешочка именно те предметы, которые вы называете. При этом подглядывать в мешочек ему нельзя, то есть надо найти игрушки на ощупь.
Чем больше предметов в мешочке, тем сложнее игра. Для трёхлеток больше 5 — 6 предметов брать не стоит.
Положите в мешочек все выбранные для игры предметы, затяните мешочек завязками так, чтобы осталось небольшое отверстие, в которое ребёнок сможет просунуть руку. Попросите малыша вытаскивать из мешочка именно те предметы, которые вы называете. При этом подглядывать в мешочек ему нельзя, то есть надо найти игрушки на ощупь.
Чем больше предметов в мешочке, тем сложнее игра. Для трёхлеток больше 5 — 6 предметов брать не стоит.
Успей дотронуться
Развитие концентрации, устойчивости внимания
Предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т. д.». можно усложнить игру, увеличив количество объектов:" Дотронуться до двух круглых предметов".
Предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т. д.». можно усложнить игру, увеличив количество объектов:" Дотронуться до двух круглых предметов".
Летает – не летает

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Топ-хлоп
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий говорит фразу, если логически она верна, дети хлопают в ладоши, если противоречит действительности — топают. Например, ведущий говорит: «Груши растут на березе» (эта фраза неверна, поэтому дети должны топать). А на фразу: «Зимой идет снег» — должны хлопать, потому что высказывание верное.
Ведущий говорит фразу, если логически она верна, дети хлопают в ладоши, если противоречит действительности — топают. Например, ведущий говорит: «Груши растут на березе» (эта фраза неверна, поэтому дети должны топать). А на фразу: «Зимой идет снег» — должны хлопать, потому что высказывание верное.
Съедобное – несъедобное
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.
Поймай слово
Упражнение на развитие концентрации и переключения внимания.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.
Вам письмо
Развитие творческого воображения, тренирует сообразительность, развивает связную речь
Написать детям красочное письмо от имени сказочного героя. Запаковать в конверт и торжественно вручить. Прочитать письмо и предложить детям (ребенку) вместе сочинить ответное письмо. Придумать тему послания, например: «Опиши, какие игрушки у тебя есть», «Расскажи, что ты любишь делать» и т. д. запишите все то, что ребенок хотел бы рассказать своему новому другу. При этом громко проговорить и показать ребенку то, что вы пишете. Возможно, адресат снова захочет написать ребенку.
Написать детям красочное письмо от имени сказочного героя. Запаковать в конверт и торжественно вручить. Прочитать письмо и предложить детям (ребенку) вместе сочинить ответное письмо. Придумать тему послания, например: «Опиши, какие игрушки у тебя есть», «Расскажи, что ты любишь делать» и т. д. запишите все то, что ребенок хотел бы рассказать своему новому другу. При этом громко проговорить и показать ребенку то, что вы пишете. Возможно, адресат снова захочет написать ребенку.