Успешная коррекция речи — блог для логопедов

5 практических советов маме для запуска речи у ребенка

2024-03-15 11:43 Упражнения
Что делать, если ребенок не говорит, из слов только отдельные слоги, звукоподражания? Ребёнок говорит на своём языке, не понимает или не всегда понимает обращенную речь?
Разберем вместе с Ириной Зацаринской 5 практических советов маме для осознанной работы над речью ребёнка, чтобы получить максимально возможные результаты.
Ирина - логопед, автор собственного метода для эффективного запуска речи, проводит театрализованные занятия и обучает педагогов.
Все больше и больше деток встречаются с задержкой развития речи и, по статистике, нормотипичные дети сейчас не рождаются. Но наука не стоит на месте, и есть много способов для исправления данной патологии.
Мой авторский метод называется «Осознанный запуск речи». Три основных правила, на которые опирается метод:
постановка точного диагноза и составление маршрута действий.
психологическая база, так как причинами всех основных болезней является психосоматика, поэтому нужно работать также над психологическим состоянием родителей и над мотивационными аспектами.
театрализованная форма, когда ребенок попадает в веселую игру, при этом мы решаем коррекционные задачи.

Первый совет. Не ждать!

Когда мы ждем, то упускаем чувственные периоды развития, тем более до трех лет можно очень многое скорректировать. Ни в коем случае не ждите, сейчас набирает обороты превентивная логопедия. Детки приходят в наш центр 5-7 месяцев с тяжелыми нарушениями и уже в 1.5 года ребенок говорит.

Второй совет. Постепенное формирование.

Основная ошибка многих специалистов и родителей в том, что мы от ребенка требуем сразу же повторения слов, занимаемся артикуляционной гимнастикой. При этом у ребенка идет негатив и откат в развитии. До момента произношения слов очень много нужно выстроить блоков и этажей и понять какой же блок конкретно повредился.
Очень много должно произойти в нервной системе для того, чтобы появилась речь. По определенным пробам мы определяем, что конкретно и в какой зоне мозга поразилось и с помощью нейропсихологии мы достигаем положительных результатов.
Например, диагноз ЗРР (задержка развития речи) – это только следствие, нам нужно искать причину, тогда эффект будет намного лучше.

Третий совет. Театрализованная форма занятий.

Занятия должны проходить только в игровой, театрализованной форме. Нельзя заниматься за столом и по картинкам, потому что ведущая деятельность ребенка дошкольника именно игровая.
Из психолингвистики известно, что речь формируется только лишь сенсорный опыт, через взаимодействие.
Занятия в театрализованной форме влияет на образование новых нейронных связей. Ребенка должен встречать игрушечный персонаж, а не строгая тетя.
Самое распространенное сейчас отклонение – артикуляционная диспраксия, когда ребенок говорит только слогами, ему трудно соединять звуки в слоги, поэтому здесь мы работаем через общий праксис, больше работаем с телом. Учимся идти по лесенкам, лазелки на площадках, массажи различными материалами, шишками, пробками, разной температуры, схемы тела, полезно переворачивать барабанчики, стаканчики (переворачиваю и стучу).

Четвертый совет. Игры в ванной

Вводим навыки в жизнь, потому что учить детей просто по картиночкам бесполезно. В ванной моем ребенка в ванной отрабатываем навыки. Игры с водой, с пеной. «Что это? Это пе-на! Что я делаю? Ду-ю! Давай лопать! Бах! Бах! Где пена? На носу! На щеке! Ну-ка тянись язычном? Что ты делаешь язычком? Тя-ну!».
Выстраиваем визуально-ритмические ряды, например, рвем ватный диск и проговариваем «во-да».

Пятый совет. Обязательно и мамам и специалистом необходимо работать над собой.

Мамы и специалисты проецируют свои проблемы на клиентов. Сейчас все через одного тревожные, гиперопека, у детей нет границ, тревожность еще больше. Очень много сейчас психологических проблем у людей.
В первую очередь занимаемся своих психическим здоровьем. Самый простой метод вести «Дневник чувств», учимся не подавлять свои чувства.
Обращаем внимание на свое внутреннее бессознательное.