Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Запуск речи у ребенка

2023-11-03 15:33 Диагностика и коррекция
Большинство родителей обеспокоены темой запуска речи у ребенка. Наталья Курносова — логопед, детский психолог, специалист по работе с детьми раннего и дошкольного возраста расскажет что такое запуск речи, как запустить речь и какие предпосылки для запуска речи существуют.

Что такое запуск речи?

Запуск речи у неговорящих детей — процесс, направленный на стимуляцию речи у детей, у которых речь не соответствует нормам или вообще отсутствует. Целью запуска речи является помощь ребенку в освоении и использовании коммуникативных навыков для выражения своих мыслей, потребностей и эмоций.

Нужно четко дифференцировать запуск речи и вызывание речи. Запуск речи включает в себя работу по вызыванию речи, когда все остальные функции у ребенка сохранны. А вызывание речи — это коррекционная, сложная работа с детьми, у которых не сформированы предпосылки по вызыванию речи.

Какие предпосылки для запуска речи существуют?

Работу с ребенком мы всегда начинаем с проверки предпосылок для запуска речи. В первую очередь, ребенок должен быть здоровым физически, то есть это медицинский аспект (проверяем зрение, слух, работу головного мозга). Во вторую очередь, это социальный аспект: желание, умение взаимодействовать и понимать речь взрослого. В третью очередь — психологический аспект (внимание, память, воображение, восприятие, мышление).

На базе этих аспектов формируется самое главное умение человека — подражать и повторять.

Начинается работа по запуску речи в основном с двух лет. Если к двум года ребенок не произносит по норме 200−300 слов, то мамы уже начинают волноваться. Но если есть незрелость нервной системы, то, как говорят специалисты, пока не созреет нервная система, то ничего не произойдет.

Как запустить речь?

1. Создание речевого режима. Выбираются часто употребляемые слова из окружения (любимые игрушки, сладости и т. д.). Например, 10 слов на 2−3 недели. Работа строиться в форме диалога. Например, взрослый озвучивает: «Мы идем мыть что? Руки». Ставим акцент на слово РУКИ. Если ребенок не отвечает на вопрос, то не надо его расстраивать и постоянно просить повторить это слово. Необходимо ответить за него. Важно пропевать слова, чтобы ребенок мог их усвоить.

2. Игровые ситуации. Например, берем игрушку и начинаем с ней играть: «Миша не слушает меня, бай-бай, не спит Миша, помоги мне, подойди, покачай его».

3. Повторяем звуки животных и простые слова мама, папа. Это начальный этап и многим деткам он дается легко, так как не требует переключение с одного гласного на другой.

4. Использование предметов и жестов для обозначения звуков. Например, кидаем теннисный мячик и произносим звук Б. Пересыпаем песок и произносим звук С. Затем конструируем слово БУ-СЫ. Другой пример: кидаем пробку, произнося звук П, разбираем баночки со звуком К. Конструируем слово ПО-КА. Можно катать машинки со звуком В, строить башенку из кубиков и разрушать ее со звуком Д. Получается слово ВО-ДА. Таким образом мамы могут подобрать свои жесты и привязать их к любым предметам.
Комплексно изучить вопрос запуска речи у ребенка можно на интенсиве “Как запустить речь у неговорящих детей”. На интенсиве вы научитесь использовать различные логопедические игры, нацеленные на запуск речи, упражнения для психомоторного развития дошкольников, получите схемы и шаблоны для применения на практике.
Будьте очень внимательны к своему ребенку с момента его рождения. Например, аутистические расстройства заметны уже к 4 месяцам и нужно как можно раньше обратиться к специалистам и тогда мы значительно улучшим качество жизни наших детей.