Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Коррекционная работа при нарушениях письменной речи. Дисграфия.

Диагностика и коррекция
В современном мире все чаще встречаются дети, испытывающие серьезные проблемы при овладении письменной речью. Все это приводит к сложностям в усвоении тех или иных школьных предметов, ведь навык письма имеет очень большую социальную значимость.
Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: недостаточным объёмом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Проблема и коррекция специфических нарушений письменной речи, т.е. дисграфии всегда была актуальной.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
В основе дисграфии, обусловленной недоразвитием языкового анализа и синтеза, лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слова на слоги, слоги на фонемы. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Поэтому особенно распространённым видом дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.
У детей могут встречаться следующие ошибки:
- пропуск гласных (собака – «сбака»; дома – «дма»);
- пропуск согласных при их стечении (диктант – «дикат»; школа – «кола»);
- перестановка букв (тропа – «прота»; окно – «кона»);
- добавление букв (таскали – «тасакали»);
- пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «кота»; стакан – «ката»).
Нарушения деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляются:
- в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь – «идедешь»; в доме – «вдоме»);
- в раздельном написании слова (Белая береза растет у окна – «белаябе заратетокна»).
- в раздельном написании приставки и корня (наступила – «на ступила»).
В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различения в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Ясно, что дети, у которых в той или иной степени нарушены функции зрительного анализатора, имеют предрасположенность к нарушению письменной речи, а именно к дисграфии оптического характера.
Смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза и кинетики, предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу.
У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями русской графики. И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р; и ,ш, щ, ц, п; б, в; д, у, з и другие.
Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, в, д) или наличием каких либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.
У детей могут быть специфические нарушения, не связанные с письменной речью:
- нарушение зрительного восприятия;
- неточность представлений о форме, величине, цвете;
- недоразвитие зрительной и слуховой памяти, пространственного восприятия и представлений;
- трудности оптического и оптико-пространственного анализа, позволяющего находить сходство и различие в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения;
- неточность тонких движений руки.
Эти нарушения будут влиять на овладения процессом письма. Без специальной коррекционной помощи количество ошибок останется прежним.

Коррекционная работа при нарушениях письменной речи

Коррекция нарушений письменной речи – это определенный комплекс методик, который направленный на устранение неспособности овладеть письмом при нормальных интеллектуальных способностях ребенка.
Устранение дефектов письменной речи требует привлечения сразу нескольких специалистов (логопеда, остеопата, психолога), что и сказывается на специфике коррекционной работы.
Основная задача логопеда заключается в своевременном выявлении у школьников проблем при чтении и письме. Сама же коррекционная работа преследует следующие цели:
- совершенствование языкового синтеза и анализа на уровне – слог, слово, предложение, текст;
- развитие зрительного восприятия;
- улучшение слуховой памяти и концентрации внимания;
- формирование связности речевых конструкций;
- развитие зрительной памяти;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие мелкой моторики рук (умение правильно держать руку, развивать двигательную подвижность и т.д.);
- улучшение словарного запаса детей.
Чтобы помочь детям получить положительный результат в коррекционном процессе, активно используются игры. Дети есть дети, игровая деятельность для них – необходимая стихия. Ребенок. Играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.
Родителям также необходимо принимать участие в решение этой проблемы. Детям полезно задавать задания на составление слов магнитными буквами – это положительно сказывается на зрительном восприятии. Восприятие на слух тренируется с помощью диктантов.