
Такая гимнастика бывает активной и пассивной.
Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам.
Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.
Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена.
В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.
Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить.
Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.
Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка.

Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка.
Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.
Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:
- ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
- может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
- не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
- при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
- высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
- наблюдается обильное слюнотечение,
- ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
- нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).
Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.
О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации.
Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем.
Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.