Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Виды артикуляционной гимнастики

Методики работы

Такая гимнастика бывает активной и пассивной.

Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам.
Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.
Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена.
В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.
Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить.
Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.
Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка.
-2
Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка.
Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

  • ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
  • может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
  • не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
  • при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
  • высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
  • наблюдается обильное слюнотечение,
  • ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
  • нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).
Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.
О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации.
Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем.
Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.