
Давно отмечено, что уровень развития речи детей находится в тесной взаимосвязи с формированием пальцевой моторики рук.
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны и свободны, содействуют активизированию естественного распределение биоэнергии в организме.
Под влиянием подобных тренировок отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление и речь.
Биоэнергопластика улучшает психологическую базу речи, совершенствует моторные возможности ребенка, способствует коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. Скоординированность работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятия, а также увеличивает его результативность.
Применение биоэнергопластики является эффективным методом исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка показывает в каком положении находится органы артикуляции — язык, нижняя челюсть, губы, щёки.
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны и свободны, содействуют активизированию естественного распределение биоэнергии в организме.
Под влиянием подобных тренировок отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление и речь.
Биоэнергопластика улучшает психологическую базу речи, совершенствует моторные возможности ребенка, способствует коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. Скоординированность работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятия, а также увеличивает его результативность.
Применение биоэнергопластики является эффективным методом исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка показывает в каком положении находится органы артикуляции — язык, нижняя челюсть, губы, щёки.
Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика
Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов. Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а логопед сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Это позволяет ребенку привыкнуть к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.
На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой перед зеркалом. На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом. И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора — ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.
На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой перед зеркалом. На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом. И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора — ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.
Комплекс упражнений

1. «Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.
2. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.
3. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.
4. Чередование «Окошко» — «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.
5. Чередование «Заборчик» — «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.
6. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.
7. «Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.
8. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх -вниз. Динамическое упражнение.
9. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево — вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.
10. «Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3−4 раза.
11. «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа — затем слева.
12. «Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.
13. «Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение.
14. «Лошадка»: цоканье языком. Соединить ладони перед собой: одна рука «язык», вторая — «нёбо». Динамическое упражнение.
15. «Толстячок»: надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3−4 раза.
2. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.
3. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.
4. Чередование «Окошко» — «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.
5. Чередование «Заборчик» — «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.
6. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.
7. «Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.
8. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх -вниз. Динамическое упражнение.
9. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево — вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.
10. «Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3−4 раза.
11. «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа — затем слева.
12. «Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.
13. «Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение.
14. «Лошадка»: цоканье языком. Соединить ладони перед собой: одна рука «язык», вторая — «нёбо». Динамическое упражнение.
15. «Толстячок»: надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3−4 раза.
Узнайте как применять биоэнергопластику, а также су-джок терапию, логопедический массаж, арт-терапевтические технологии и нейропсихологические приемы в логопедической работе на нашем курсе «Современные логопедические технологии коррекции речевых нарушений».