Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Брадилалия: причины возникновения, методики коррекционной и логопедической работы

2023-11-08 10:24 Диагностика и коррекция Методики работы
Брадилалия — это патологически замедленный темп речи, при котором замедлено не только проговаривание слов, но и формирование мыслей. При таком нарушении замедляется темп внешней и внутренней речи, проблема также касается чтения и письма, при этом голос становится монотонным, немодулированным, артикуляция — нечеткой. Слоговая структура и звукопроизношение, как правило, не нарушены, то есть человек произносит слова медленно, но без ошибок.

Причины возникновения

  • Генетическая предрасположенность (расстройство наследуется из поколения в поколение).
  • Поражение ЦНС во время беременности: резус-конфликт, алкогольная или наркотическая интоксикация, гипоксия плода.
  • Может быть вызвано течением таких заболеваний, как болезнь Паркинсона, энцефалита, менингита, перенесенных ранее черепно-мозговых травм.
  • Различные психические нарушения. В данном случае, брадилалия сочетается с симптоматикой основного заболевания.

Методики коррекционной работы

Коррекция этого речевого нарушения проводится комплексно и зависит от тяжести самого расстройства. Как правило, терапия достаточно длительная, составляет от 6 до 12 месяцев (зависит от конкретного клинического случая).

Отметим общие методики коррекционной работы:

  • Психотерапевтические занятия и индивидуальные консультации у детского или взрослого психотерапевта. Их цель — улучшение психоэмоционального состояния человека и его социальной адаптации.
  • Коррекция у логопеда. Выполняются определенные упражнения, которые позволяют повысить четкость фраз и ускорить саму речь. Для улучшения и убыстрения работы внутренней речи используются задания на воображение, память, сообразительность.
  • Физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, бальнеотерапия, массаж, посещение бассейна.
  • Для нормализации речевой и общей моторики хорошо помогают занятия ручным трудом, игра на музыкальных инструментах, пение и танцы, логоритмика.
  • Аутогенные тренировки, позволяющие снять психическое напряжение.

Обязательно включают медикаментозное лечение, которое направлено на нормализацию деятельности центральной нервной системы. Наибольшую роль в коррекции отводят логопедическим занятиям с постепенным усложнением материала.

Логопедическая работа при брадилалии

При брадилалии в занятия необходимо включать речевые упражнения, которые основаны на произношении слов, чтении, диалогах и т. д. Основная задача — это развитие быстрых и четких артикуляционных движений.

Стимуляция скорости речи проходит поэтапно:

1. Логопед задает темп одной фразой, сопровождая ее хлопками или простукиванием ритма по столу. Ребенок повторяет эту фразу, подстраиваясь под темп.

2. Второй этап проводится с помощью упражнений со стихотворением, строчки из которого нужно повторять с максимально возможной скоростью.

3. Следующий этап заключается не только над повышением ритма речи, но и выразительностью голоса. Проводятся импровизированные сценки по ролям и т. д.

4. Последний этап заключается в ускоренном прочитывании скороговорок. Таким образом развивается речевая моторика и закрепляются полученные навыки.

Отдельное внимание уделяется развитию внутренней речи, используются занятия на воображение. Специалист предлагает ребенку выполнять задания в разных темпах, поддерживая нужную скорость хлопками.
Освоить профессию логопеда и овладеть новыми эффективными методиками и технологиями коррекции речевых нарушений можно на курсе профессиональной переподготовки «Логопедия. Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации».

По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением дополнительной квалификации «Учитель-логопед (профиль: нарушения речи)».