Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Как построить занятие с ребенком с СДВГ

Методики работы
Что такое синдром СДВГ и какие особенности у детей с таким синдромом? Что делать и как найти подход к ребенку? Как построить логопедическое занятие для ребенка с СДВГ?

Расскажет эксперт Юлия Эрнестовна Солдатова — врач-педиатр и учитель-логопед с опытом работы более 19 лет. Автор курсов по заиканию, логомассажу и звукопостановке, основатель «Студии Профилактики и Коррекции речевых нарушений».

Почему ставится неправильный диагноз

На сегодняшний момент большинство детей, которые приходят ко мне с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) не имеют ничего общего с этим диагнозом.

Приходит ребенок, который может сидеть за столом, отвечать на вопросы, рассматривать картинки, собирать пазлы, а у него стоит диагноз СДВГ. Ребенок с СДВГ не может сидеть за столом больше нескольких минут и складывать пазлы: он начинает что-то делать, но ему не дают выполнить до конца задание его особенности.

Так как я работаю вместе с врачом остеопатом, то заметила, что очень часто у ребёнка с СДВГ имеются компрессии в черепе или смещения, проблемы с шейным отделом позвоночника или кровообращением. Когда эти проблемы остеопатически компенсируются, то волшебным образом у ребенка исчезает проблема СДВГ.

Я знаю такие примеры, когда родители, имея проблемы с воспитанием ребенка, настаивали на диагнозе СДВГ для того, чтобы врач выписала определенные препараты, которые позволят на него воздействовать.

На мой взгляд, при любом нарушении речи у ребёнка родители, в первую очередь, должны начинать работать сами с собой. И далеко не все родители на это готовы. Поэтому такое количество детей с неправильным диагнозом СДВГ.

Другая сторона — воспитание. Дети очень быстро подсознательно понимают как они могут управлять взрослыми, чтобы получать желаемое.

Большинству достаточно одного раза, когда они своими действиями, например, криками, получают то, что хотят. Ребенок понимает, что, чем больше он кричит, тем быстрее он получит желаемое. И родители сдаются.

На занятиях происходит тоже самое: педагог идет на поводу такого поведения ребенка. Убрать «вторичную выгоду» без психологического воздействия очень сложно.

Может отсутствовать четкая иерархия между ребенком и родителями. И это очень плохо влияет на формирование его психики и дальнейшей жизни. Он — главный и так быть не должно. Родители должны быть главными: они защищают и управляют.

И все вышеописанное поведение детей и родителей начинает маскироваться под СДВГ.

Что такое истинное СДВГ

На мой взгляд, истинное СДВГ — это ХОЧУ, НО НЕ МОГУ! Например, играть в те игры, которые ему дает педагог или хочет что-то сделать, но его особенности не позволяют ему это сделать.

Самое интересное, что за все 20 лет практики я видела только одного ребенка с истинным классическим СДВГ!

Когда МОГУ, НО НЕ ХОЧУ — это совсем другая история! Это по большей части не выстроенные границы и иерархия в воспитании ребенка, манипуляции с обеих сторон.

Ошибки педагогов

Никогда не заниматься на территории ребенка.

Мой кабинет — мои правила. Когда занятия идут в вашем кабинете, то важно на первом занятии обозначить границы: если вы не будете никак включиться в этот процесс, то он поймет, что ему все можно. Сначала ребенок должен спросить можно ли это сделать. Если эти границы будут расставлены четко, то это будет огромным подспорьем для дальнейшей работы.

Вы можете увидеть, что действительно ребенку стало интересно. Мы можем в следующий раз игрушку или игру сделать мотивацией.

В построении занятия очень поможет то, что мы будем идти на шаг впереди ребенка. Мы знаем особенности ребенка, например, что он не может находиться в статике, и мы даем задания, которые можно максимально быстро выполнить или задания нужно делать в движении.

Смена положения, смена деятельности исходит от педагога, до того, как у ребенка кончится терпение. Можно составлять этапы занятия так, что некоторые из них будут проходить под столом.

С такими детками не подходит вариант академического сурового учителя. И это будет огромный стресс для всех. Самое главное, чтобы все действия были продуманы и спланированы вами.

Чем больше и сильнее выражены проблемы с вниманием и гиперактивностью, тем больше времени понадобится для того, чтобы сформировать учебный контакт, который в дальнейшем перейдет в обычное логопедическое занятие.

Почему нельзя запрещать детям двигаться

Головной мозг гиперактивного ребенка не воспринимает полноценно импульсы от своего тела, поэтому ему необходимо постоянно двигаться, чтобы чувствовать границы тела. Ему надо находиться в движении, чтобы думать.

Если мы ребенка посадим за стол, то у него возникнет паника и внимание полностью расфокусируется. Чем больше движения вы будете включать в занятие, тем больше будет эффективности.
Главное, вначале работы осознанно отводить больше времени на выполнение отдельных заданий, чтобы не переживать из-за того, что что-то не доделали. Так как для детей с СДВГ действительно требуется больше времени на то, чтобы включиться в работу. Постепенно будут выстраиваться границы и правила, ребенок перестанет проверять, где он может продавить педагога и весь процесс будет быстрее и легче!