Какие ошибки при автоматизации звуков допускают все начинающие специалисты?
Поговорим об этом с Гороховой Ириной Алексеевной — логопедом, дефектологом, педагогом дошкольного образования, членом ассоциации МФТ, автором книг по логопедии, курсов для логопедов и родителей, создателем и руководителем проекта «Практикующий логопед».

Во время работы над звукопроизношением ребенка процесс автоматизации идет не сразу. Этот этап по счету третий. Потому что первый этап при работе с коррекцией звукопроизношения — подготовительный, второй — постановка звука, и только третий — работа над звукопроизношением.
Многие считают, что этап автоматизации не так важен, главное — вызвать звук. Но, спешу вас огорчить. В своей практике я встречала две ситуации: мы быстро вызываем звук у ребенка, а автоматизируем его очень долго либо мы долго ставим звук, а автоматизация происходит очень быстро.
Автоматизация бывает очень сложной, сложнее, чем постановка звуков.
Многие считают, что этап автоматизации не так важен, главное — вызвать звук. Но, спешу вас огорчить. В своей практике я встречала две ситуации: мы быстро вызываем звук у ребенка, а автоматизируем его очень долго либо мы долго ставим звук, а автоматизация происходит очень быстро.
Автоматизация бывает очень сложной, сложнее, чем постановка звуков.
Какие же ошибки допускают логопеды?
1. Автоматизация звука, когда ребенок не произносит его изолированно и достаточно чисто. Звук можно автоматизировать только тогда, когда ребенок может произнести его изолированно, четко при многократном повторении. Конечно, мы допускаем, что могут быть ошибки, но они не такие частые.
2. Автоматизация звука без подготовительной работы. Этим самым вы закрепляете неправильное произношение у ребенка и будете исправлять наработанные ошибки очень долго. Что нужно сделать? Выполнять все подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры. Необходимо подготовить артикуляционный уклад для правильного произношения звука.
3. Нельзя автоматизировать одновременно звуки С, З, Л, так как у них разный артикуляционный уклад. Способ образования свистящих — за нижними зубами, а способ образования звука Л — за верхними зубами. Тем самым вы путаете ребенка. Можно автоматизировать звуки одной группы, например, С, и постепенно пробовать подтягивать звуки этой же группы: З и Ц.
4. Нельзя нарушать последовательность автоматизации звуков. Какая эта последовательность? Сначала мы автоматизируем слога (открытые, закрытые, с течением, двойные), простые слова (когда звук вначале), потом слова, где звуки находятся в разных позициях, словосочетаниях, предложения, скороговорки и выводим ребенка на самостоятельную речь.
5. Неправильный подбор речевого материала (слоги, слова, предложения). Например, нельзя подбирать сначала очень сложные слова, мы должны идти по нарастающей: от простого к сложному.
6. Автоматизация каждый раз происходит на одном и том же материале. Добавляйте новые слова, подчеркивайте слова, на которые нужно обратить внимание в домашнем задании и давайте другой речевой материал (пособия, рабочие книжки).
А самое главное, работайте с удовольствием!
2. Автоматизация звука без подготовительной работы. Этим самым вы закрепляете неправильное произношение у ребенка и будете исправлять наработанные ошибки очень долго. Что нужно сделать? Выполнять все подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры. Необходимо подготовить артикуляционный уклад для правильного произношения звука.
3. Нельзя автоматизировать одновременно звуки С, З, Л, так как у них разный артикуляционный уклад. Способ образования свистящих — за нижними зубами, а способ образования звука Л — за верхними зубами. Тем самым вы путаете ребенка. Можно автоматизировать звуки одной группы, например, С, и постепенно пробовать подтягивать звуки этой же группы: З и Ц.
4. Нельзя нарушать последовательность автоматизации звуков. Какая эта последовательность? Сначала мы автоматизируем слога (открытые, закрытые, с течением, двойные), простые слова (когда звук вначале), потом слова, где звуки находятся в разных позициях, словосочетаниях, предложения, скороговорки и выводим ребенка на самостоятельную речь.
5. Неправильный подбор речевого материала (слоги, слова, предложения). Например, нельзя подбирать сначала очень сложные слова, мы должны идти по нарастающей: от простого к сложному.
6. Автоматизация каждый раз происходит на одном и том же материале. Добавляйте новые слова, подчеркивайте слова, на которые нужно обратить внимание в домашнем задании и давайте другой речевой материал (пособия, рабочие книжки).
А самое главное, работайте с удовольствием!