Около 60% российских школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением.
Грустная статистика, не правда ли?
Как исправлять речевые ошибки ребенку самостоятельно расскажет практикующий логопед Татьяна Панина.
Повторение — мать учения

Исправлять грамматические ошибки в повседневной речи детей необходимо для того, чтобы дети привыкали к осознанию языковых норм, различали, как надо правильно говорить.
Для того, чтобы научить ребенка произносить правильный звук нам нужно укрепить нейронную связь. Как это сделать?
Приведу пример: с первого раза у вас никогда не получиться научиться кататься на велосипеде. Мы падаем и заново пытаемся ехать, но пока навык катания не сформируется мы все-равно будем падать. Тоже самое происходит и с речевыми навыками: чтобы ввести в речь, например, правильный звук «р» его нужно многократно повторить.
Важно знать, что каждый новый навык формирует новые нейронные связи.
Неисправленная грамматическая ошибка ведет к закреплению неправильных нейронных связей как у говорящего ребенка, так и у детей, которые его слышат.
Для того, чтобы научить ребенка произносить правильный звук нам нужно укрепить нейронную связь. Как это сделать?
Приведу пример: с первого раза у вас никогда не получиться научиться кататься на велосипеде. Мы падаем и заново пытаемся ехать, но пока навык катания не сформируется мы все-равно будем падать. Тоже самое происходит и с речевыми навыками: чтобы ввести в речь, например, правильный звук «р» его нужно многократно повторить.
Важно знать, что каждый новый навык формирует новые нейронные связи.
Неисправленная грамматическая ошибка ведет к закреплению неправильных нейронных связей как у говорящего ребенка, так и у детей, которые его слышат.
Типы речевых ошибок
- Подражание друзьям или родственникам. Объясняем, что так неправильно, подружка или дедушка так говорят по своим причинам.
- Желание рассмешить. Посмеялись и объяснили, что правильная речь звучит все-таки лучше и красивее.
- Следствие недоразвития или нарушения речи. В этом случае исправлять придется не один раз. А чтобы постоянные замечания не вызывали негативную реакцию, можно предложить поиграть. Не только за столом, но и во дворе, и на прогулке.
Речевые игры

Существуют специальные речевые игры:
Игры подбирайте в зависимости от того, к какой категории речи принадлежит ошибка вашего ребенка.
Примеры речевых игр:
1. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа:
«Угадай слово» — взрослый пропускает звук в слове, ребенок называет пропущенный звук, а потом всё слово целиком или несколько слов. Пример: попросите ребенка послушать и угадать какое слово говорит его любимая игрушка: .тка («утка»), .голка («иголка»), .ом («дом», «том», «ком», «сом», «лом»).
2. Закрепление звукопроизношения:
«Фотоохота» — дома или на улице найдите и сфотографируйте предметы, в названии которых есть заданный звук. Выигрывает тот, у кого больше находок.
3. Расширение словарного запаса.
Например, накопление глагольного словаря. «Кто что делает?» — во время прогулки называйте действия предметов: самолет — летит; ветер — дует; солнце — светит; листья — шумят. Усложнение игры: подобрать как можно больше действий к каждому предмету — самолет летит, гудит, блестит, оставляет след, везёт, взлетает, садится.
4. На согласование прилагательного и существительного в роде.
«Разноцветные очки». Пример: попросите ребенка представить, что вы с ним надели синие очки и вокруг нас всё стало синим. Попросите рассказать что он видит: синее дерево, синий дом и т. д.
- фонетические;
- на закрепление звукопроизношения;
- на формирование и развитие лексико-грамматических категорий;
- на составление сложных слов;
- с предлогами;
- фразовые конструкторы;
- для развития пространственной ориентации и множество других.
Игры подбирайте в зависимости от того, к какой категории речи принадлежит ошибка вашего ребенка.
Примеры речевых игр:
1. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа:
«Угадай слово» — взрослый пропускает звук в слове, ребенок называет пропущенный звук, а потом всё слово целиком или несколько слов. Пример: попросите ребенка послушать и угадать какое слово говорит его любимая игрушка: .тка («утка»), .голка («иголка»), .ом («дом», «том», «ком», «сом», «лом»).
2. Закрепление звукопроизношения:
«Фотоохота» — дома или на улице найдите и сфотографируйте предметы, в названии которых есть заданный звук. Выигрывает тот, у кого больше находок.
3. Расширение словарного запаса.
Например, накопление глагольного словаря. «Кто что делает?» — во время прогулки называйте действия предметов: самолет — летит; ветер — дует; солнце — светит; листья — шумят. Усложнение игры: подобрать как можно больше действий к каждому предмету — самолет летит, гудит, блестит, оставляет след, везёт, взлетает, садится.
4. На согласование прилагательного и существительного в роде.
«Разноцветные очки». Пример: попросите ребенка представить, что вы с ним надели синие очки и вокруг нас всё стало синим. Попросите рассказать что он видит: синее дерево, синий дом и т. д.
Как правильно исправлять речевые ошибки

Ошибку нужно исправлять в тактичной форме, доброжелательно. Нельзя исправлять речевые ошибки в момент эмоционального подъема. Допускается исправление, отсроченное по времени.
У детей младшего возраста исправление ошибок в речи в основном заключается в том, что воспитатель иначе формулирует словосочетание или фразу. Например, ребенок говорит: «Мы поставили на стол много тарелков и много ложков». — «Правильно, вы хорошо накрыли на стол, поставили много тарелок и положили много ложек «- подтверждает воспитатель.
Детей старшего возраста нужно учить слышать речевые ошибки и самостоятельно их исправлять. При этом можно использовать различные приемы. Например: «Ты неправильно изменил слово. Подумай, как надо сказать правильно», — предлагает воспитатель. В качестве образца можно предложить аналогичное изменение слова (в родительном падеже множественного числа — ложек, чашек, ботинок).
В общении с ребенком на этапе формирования правильной речи также важно использовать слова без уменьшительных форм: «кошка», а не «кошечка»; «рука», а не «ручка»; «качели», а не «качельки».
Исправляя детские ошибки нельзя быть слишком навязчивыми, нужно учитывать ситуацию общения. Например:
В такие моменты поправлять детей не следует. Воспитатель отмечает ошибки, чтобы позднее исправить их в подходящей ситуации.
Речевые ошибки и нарушения речи влияют на формирование личности и в целом на всю дальнейшую жизнь ребенка. Исправьте речевые нарушения вашего ребенка без логопеда, истерик, и скандалов.
После переподготовки на логопеда вы сможете не только помочь своим собственным детям, но и работать логопедом в детских садах и школах, вести частные занятия на дому, в развивающих центрах или онлайн, консультировать родителей или других педагогов.
Овладейте актуальными технологиями для работы в инклюзивных образовательных пространствах и с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Эксперт курса — Аюпова Елена Евгеньевна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ПГГПУ, к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории. Много лет занимается научно-методической работой по созданию учебных программ и планов.
В процессе обучения вы сможете лично задавать свои вопросы эксперту и учувствовать в обсуждении со слушателями курса.
У детей младшего возраста исправление ошибок в речи в основном заключается в том, что воспитатель иначе формулирует словосочетание или фразу. Например, ребенок говорит: «Мы поставили на стол много тарелков и много ложков». — «Правильно, вы хорошо накрыли на стол, поставили много тарелок и положили много ложек «- подтверждает воспитатель.
Детей старшего возраста нужно учить слышать речевые ошибки и самостоятельно их исправлять. При этом можно использовать различные приемы. Например: «Ты неправильно изменил слово. Подумай, как надо сказать правильно», — предлагает воспитатель. В качестве образца можно предложить аналогичное изменение слова (в родительном падеже множественного числа — ложек, чашек, ботинок).
В общении с ребенком на этапе формирования правильной речи также важно использовать слова без уменьшительных форм: «кошка», а не «кошечка»; «рука», а не «ручка»; «качели», а не «качельки».
Исправляя детские ошибки нельзя быть слишком навязчивыми, нужно учитывать ситуацию общения. Например:
- ребенок чем-то огорчен, жалуется воспитателю, ждет от него помощи, совета, при этом допускает ошибки в речи;
- ребенок играет, переживает эмоциональный подъем, и в процессе разговора делает ошибки;
- ребенок в первый раз решился прочитать стихотворение. Он начинает рассказывать стих, но при этом допускает грамматические ошибки.
В такие моменты поправлять детей не следует. Воспитатель отмечает ошибки, чтобы позднее исправить их в подходящей ситуации.
Речевые ошибки и нарушения речи влияют на формирование личности и в целом на всю дальнейшую жизнь ребенка. Исправьте речевые нарушения вашего ребенка без логопеда, истерик, и скандалов.
После переподготовки на логопеда вы сможете не только помочь своим собственным детям, но и работать логопедом в детских садах и школах, вести частные занятия на дому, в развивающих центрах или онлайн, консультировать родителей или других педагогов.
Овладейте актуальными технологиями для работы в инклюзивных образовательных пространствах и с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Эксперт курса — Аюпова Елена Евгеньевна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ПГГПУ, к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории. Много лет занимается научно-методической работой по созданию учебных программ и планов.
В процессе обучения вы сможете лично задавать свои вопросы эксперту и учувствовать в обсуждении со слушателями курса.