Работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особой подготовки. Только грамотное сопровождение создает необходимый психологический климат для развития ребенка и поддерживает родителей. Педагоги должны знать:
Что отличает семьи детей с ОВЗ от других семей?
Какие формы психолого-педагогической поддержки существуют?
Что мешает выстраивать доверительные отношения с родителями детей с ОВЗ и как этого избежать?
Эти и другие вопросы разберем с экспертом Ольгой Герасимовой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии и коммуникативных технологий, ФГБОУ ВО ПГГПУ, руководителем Центра инклюзивного образования ПГГПУ.
Чем характеризуются современные семьи?
- В первую очередь, это ограниченность семейных контактов. Раньше несколько поколений жили вместе и опыт речевой, бытовой, коммуникативный передавался детям. В настоящее время молодая семья старается существовать отдельно от родителей, и ребенок усваивает опыт только одной семьи.
- Наблюдается большое количество неполных семей, но в семьях особенных детей преобладает полная семья.
- Растет количество childfree семей (предпочитают жить без детей)
- Тенденция к увеличению количества детей (три и более детей)
- Фасад благополучности семьи
- Сдвижение возрастных границ вступления в брак (как ранние браки 17-18 лет, так и после 30 лет)
- Двухкарьерные семьи (оба родителя строят карьеру)
- Заграничные браки
- Смешение ролей в семье
- Альтернативные формы брака
Тенденции развития современной семьи
- Сокращение числа традиционных семей
- Отсутствие одного из супругов
- Разрушение расширенной семьи
- Изменение роли женщины в семье и в обществе в целом
- Рост «свободных» семейных союзов
- Рост повторных браков
- Увеличение семей с особенными детьми
- Усиление девиантного поведения в семье (насилие)
Статистика
По данным ПФР (2021) в России насчитывается 11,7 млн людей с инвалидностью. Из них 5,6% - дети инвалиды, 402 тысячи – мальчики, 298 – девочки.
Семья с ребенком с ОВЗ
Такая семья имеет особенный статус. Семья встречается с трудностями уже на этапе рождения особенного ребенка. Врачи, близкие люди склоняют к отказу от особенного ребенка. Частичная изолированность семей с такими детьми.
Мифы о семьях с особенными детьми
- «Более 90% детей-инвалидов – дети алкоголиков и наркоманов, а я здоров, у меня инвалид не родится». Данный миф давно развеян. Статистика и врачи говорят об обратном и в здоровых семьях рождаются дети с ОВЗ.
- «Пренатальная диагностика может выявить пороки развития плода на ранних стадиях беременности». Не все патологии можно выявить внутриутробно. Есть травмы, которые получаются в процессе родовой деятельности, и могут быть вызваны заболеваниями ребенка в первые годы жизни.
- «Если начать усиленно лечить ребенка с первых дней жизни, то его можно вылечить». К сожалению, есть заболевания, которые неизлечимы.
- «Дети-инвалиды страдают и мучаются». Среди моих знакомых большое количество людей с инвалидностью, которые живут полной насыщенной жизнью.
- «Жизнь инвалидов бесмысленна». Даже в системе образования у нас есть преподаватели с инвалидностью. Такие дети успешны во многих видах деятельности.
- «Инвалид неполноценен: он не может учиться как все, жить как все, чувствовать как все». Особенные дети испытывают разный спектр эмоций, да, они избирательны в контактах, но они тоже получают удовольствие от жизни.
- «Если дети-инвалиды будут учиться в общей школе, здоровые дети будут деградировать». Наличие особенного ребенка у нормотипичных детей формируют хорошие социальные качества, умение общаться с разными людьми. Могу порекомендовать фильм «Перед классом» о разных формах поддержки семьи и как меняется личность ребенка от того, какие педагоги ему встречаются.
- «Все инвалиды – «психи», а все «психи» - умственно отсталые». Среди лиц с инвалидностью большое количество одаренных, талантливых людей.
Жизненный цикл семей с детьми с ОВЗ
- Шок – стадия растерянности, родители были не готовы. Родители не в состоянии принять случившееся.
- Отрицание – защитная функция, направленную на сохранение определенного уровня надежды. Данная стадия не позволяет работать с семьей в формате эффективного сопровождения. Первая и вторая стадия должны сопровождаться психологическим сопровождением.
- Хроническая печаль – фаза характеризуется депрессионными состояниями, связанными с осознанием реальной ситуации.
- Зрелая адаптация – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, когда родители в состоянии реалистично оценить жизненную ситуацию, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами.
Формы поддержки семей с особенными детьми
- Информирование (юридическое, психологическое, педагогическое и т.д.)
- Объединения, клубы, сообщества и т.д.
- Курсы, тренинги, семинары для родителей
- Консультирование (клинический психолог, психолог, психиатр)
- Совместные коррекционные, развивающие и т.д. занятия
- Инклюзивный кинотеатр
Важно, прежде чем приступать к работе к каждой конкретной семьей, изучить ее, провести консультацию с целью диагностики семьи. Прежде чем предлагать – нужно выявить потребности семьи. И потом уже подбирать индивидуальные формы работы с каждой семьей.