Работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особой подготовки. Только грамотное сопровождение создает необходимый психологический климат для развития ребенка и поддерживает родителей. Педагоги должны знать:
Что отличает семьи детей с ОВЗ от других семей?
Какие формы психолого-педагогической поддержки существуют?
Что мешает выстраивать доверительные отношения с родителями детей с ОВЗ и как этого избежать?
Эти и другие вопросы разберем с экспертом Ольгой Герасимовой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии и коммуникативных технологий, ФГБОУ ВО ПГГПУ, руководителем Центра инклюзивного образования ПГГПУ.
Чем характеризуются современные семьи?
В первую очередь, это ограниченность семейных контактов. Раньше несколько поколений жили вместе и опыт речевой, бытовой, коммуникативный передавался детям. В настоящее время молодая семья старается существовать отдельно от родителей, и ребенок усваивает опыт только одной семьи.
Наблюдается большое количество неполных семей, но в семьях особенных детей преобладает полная семья.
Растет количество childfree семей (предпочитают жить без детей)
Тенденция к увеличению количества детей (три и более детей)
Фасад благополучности семьи
Сдвижение возрастных границ вступления в брак (как ранние браки 17-18 лет, так и после 30 лет)
Двухкарьерные семьи (оба родителя строят карьеру)
Заграничные браки
Смешение ролей в семье
Альтернативные формы брака
Тенденции развития современной семьи
Сокращение числа традиционных семей
Отсутствие одного из супругов
Разрушение расширенной семьи
Изменение роли женщины в семье и в обществе в целом
Рост «свободных» семейных союзов
Рост повторных браков
Увеличение семей с особенными детьми
Усиление девиантного поведения в семье (насилие)
Статистика
По данным ПФР (2021) в России насчитывается 11,7 млн людей с инвалидностью. Из них 5,6% - дети инвалиды, 402 тысячи – мальчики, 298 – девочки.
Семья с ребенком с ОВЗ
Такая семья имеет особенный статус. Семья встречается с трудностями уже на этапе рождения особенного ребенка. Врачи, близкие люди склоняют к отказу от особенного ребенка. Частичная изолированность семей с такими детьми.
Мифы о семьях с особенными детьми
«Более 90% детей-инвалидов – дети алкоголиков и наркоманов, а я здоров, у меня инвалид не родится». Данный миф давно развеян. Статистика и врачи говорят об обратном и в здоровых семьях рождаются дети с ОВЗ.
«Пренатальная диагностика может выявить пороки развития плода на ранних стадиях беременности». Не все патологии можно выявить внутриутробно. Есть травмы, которые получаются в процессе родовой деятельности, и могут быть вызваны заболеваниями ребенка в первые годы жизни.
«Если начать усиленно лечить ребенка с первых дней жизни, то его можно вылечить». К сожалению, есть заболевания, которые неизлечимы.
«Дети-инвалиды страдают и мучаются». Среди моих знакомых большое количество людей с инвалидностью, которые живут полной насыщенной жизнью.
«Жизнь инвалидов бесмысленна». Даже в системе образования у нас есть преподаватели с инвалидностью. Такие дети успешны во многих видах деятельности.
«Инвалид неполноценен: он не может учиться как все, жить как все, чувствовать как все». Особенные дети испытывают разный спектр эмоций, да, они избирательны в контактах, но они тоже получают удовольствие от жизни.
«Если дети-инвалиды будут учиться в общей школе, здоровые дети будут деградировать». Наличие особенного ребенка у нормотипичных детей формируют хорошие социальные качества, умение общаться с разными людьми. Могу порекомендовать фильм «Перед классом» о разных формах поддержки семьи и как меняется личность ребенка от того, какие педагоги ему встречаются.
«Все инвалиды – «психи», а все «психи» - умственно отсталые». Среди лиц с инвалидностью большое количество одаренных, талантливых людей.
Жизненный цикл семей с детьми с ОВЗ
Шок – стадия растерянности, родители были не готовы. Родители не в состоянии принять случившееся.
Отрицание – защитная функция, направленную на сохранение определенного уровня надежды. Данная стадия не позволяет работать с семьей в формате эффективного сопровождения. Первая и вторая стадия должны сопровождаться психологическим сопровождением.
Хроническая печаль – фаза характеризуется депрессионными состояниями, связанными с осознанием реальной ситуации.
Зрелая адаптация – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, когда родители в состоянии реалистично оценить жизненную ситуацию, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами.
Формы поддержки семей с особенными детьми
Информирование (юридическое, психологическое, педагогическое и т.д.)
Совместные коррекционные, развивающие и т.д. занятия
Инклюзивный кинотеатр
Важно, прежде чем приступать к работе к каждой конкретной семьей, изучить ее, провести консультацию с целью диагностики семьи. Прежде чем предлагать – нужно выявить потребности семьи. И потом уже подбирать индивидуальные формы работы с каждой семьей.