«У ребенка есть страсть к игре,
и надо ее удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь — эта игра"
А. С. Макаренко
Педагоги и родители знают, что игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки и развитию творческих способностей детей.
Предлагаем подборку логопедических игр для дошкольников и школьников, ориентированных на развитие речи, памяти, внимания и мышления. Играть в них можно и в детском учреждении под руководством воспитателя или логопеда, и дома с родителями.
Давайте поиграем!
Предлагаем подборку логопедических игр для дошкольников и школьников, ориентированных на развитие речи, памяти, внимания и мышления. Играть в них можно и в детском учреждении под руководством воспитателя или логопеда, и дома с родителями.
Давайте поиграем!
«Загадочные фотографии»

У многих ребят возникают сложности в усвоении суффиксов притяжательных прилагательных. Эта дидактическая игра, рассчитанная на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, помогает справиться с непростой задачей образования новых слов.
Цель: формирование словобразовательных навыков в связной речи.
Задачи: уточнение и закрепление в речи ребенка правильности употребления притяжательных прилагательных:
Игровое оборудование: диапроектор, слайды или презентация на компьютере.
Ход игры: ребенок вводится в игровую ситуацию.
Взрослый: «У нас есть загадочные фотографии. На них изображены части разных животных: жирафа, слона, кошки, собаки, коровы и др. Нужно догадаться, как называются эти части и чьи они».
Рекомендуем подавать слайды в таком порядке, чтобы отрабатывались прилагательные с одинаковыми суффиксами за один игровой сеанс (кошачья, собачья; лисья, коровья; лошадиная, ослиная, львиная).
Затем можно предложить ребенку рассказать о выбранном животном: домашнее оно или дикое; хищное или травоядное; где обитает.
Цель: формирование словобразовательных навыков в связной речи.
Задачи: уточнение и закрепление в речи ребенка правильности употребления притяжательных прилагательных:
- на уровне фразы;
- в описательном рассказе.
Игровое оборудование: диапроектор, слайды или презентация на компьютере.
Ход игры: ребенок вводится в игровую ситуацию.
Взрослый: «У нас есть загадочные фотографии. На них изображены части разных животных: жирафа, слона, кошки, собаки, коровы и др. Нужно догадаться, как называются эти части и чьи они».
Рекомендуем подавать слайды в таком порядке, чтобы отрабатывались прилагательные с одинаковыми суффиксами за один игровой сеанс (кошачья, собачья; лисья, коровья; лошадиная, ослиная, львиная).
Затем можно предложить ребенку рассказать о выбранном животном: домашнее оно или дикое; хищное или травоядное; где обитает.
«Куклы-непоседы»

Эта игра для девочек 5−7 лет.
Цель: активизация словаря по теме «Одежда».
Задачи: закреплять в словаре названия предметов одежды; названия основных цветов и их оттенков; упражнять в описании причесок; учить ориентироваться на фотографическом снимке; развивать зрительное внимание и память; совершенствовать пространственные представления; формировать положительное отношение к своему гендеру.
Игровое оборудование: набор кукол в разных костюмах с разными прическами, набор фотографий с несколькими вариантами расположения кукол.
Ход игры: девочке предлагается взять на себя роль помощника режиссера, внимательно рассмотреть фотографии проб на главную роль разных актрис (кукол). Задача ребенка — расставить кукол в том порядке, в котором они сфотографированы. Затем карточка переворачивается, куклы прячутся. Девочка должна вспомнить, как были одеты актрисы, и какие были у них прически.
Усложнение дидактической задачи: играть могут две девочки, каждой дается одна или несколько карточек. Детям необходимо быстро и правильно выполнить задание.
Цель: активизация словаря по теме «Одежда».
Задачи: закреплять в словаре названия предметов одежды; названия основных цветов и их оттенков; упражнять в описании причесок; учить ориентироваться на фотографическом снимке; развивать зрительное внимание и память; совершенствовать пространственные представления; формировать положительное отношение к своему гендеру.
Игровое оборудование: набор кукол в разных костюмах с разными прическами, набор фотографий с несколькими вариантами расположения кукол.
Ход игры: девочке предлагается взять на себя роль помощника режиссера, внимательно рассмотреть фотографии проб на главную роль разных актрис (кукол). Задача ребенка — расставить кукол в том порядке, в котором они сфотографированы. Затем карточка переворачивается, куклы прячутся. Девочка должна вспомнить, как были одеты актрисы, и какие были у них прически.
Усложнение дидактической задачи: играть могут две девочки, каждой дается одна или несколько карточек. Детям необходимо быстро и правильно выполнить задание.
«Внимательный парковщик»

Игра больше понравится мальчикам 5−7 лет.
Цель: активизация в речи ребенка предложно-падежных форм. Задачи: уточнить правильность употребления в речи ребенка предлогов «за», «перед и «между»; продолжать закреплять названия видов транспорта и названия основных цветов; учить ориентироваться на фотографическом снимке; развивать зрительное внимание и память; формировать положительное отношение к своему гендеру.
Игровое оборудование: набор игрушечных машинок, набор фотографий с разным расположением машинок.
Ход игры: мальчику предлагается взять на себя роль парковщика. После того как ребенок расставил машины в нужном порядке, его просят закрыть глаза, а затем вспомнить и описать машины и порядок их расположения на парковке.
Усложнение дидактической задачи: играют два мальчика, каждому дается своя карточка (можно предложить по две карточки). Детям нужно правильно и быстро выполнить задание.
Цель: активизация в речи ребенка предложно-падежных форм. Задачи: уточнить правильность употребления в речи ребенка предлогов «за», «перед и «между»; продолжать закреплять названия видов транспорта и названия основных цветов; учить ориентироваться на фотографическом снимке; развивать зрительное внимание и память; формировать положительное отношение к своему гендеру.
Игровое оборудование: набор игрушечных машинок, набор фотографий с разным расположением машинок.
Ход игры: мальчику предлагается взять на себя роль парковщика. После того как ребенок расставил машины в нужном порядке, его просят закрыть глаза, а затем вспомнить и описать машины и порядок их расположения на парковке.
Усложнение дидактической задачи: играют два мальчика, каждому дается своя карточка (можно предложить по две карточки). Детям нужно правильно и быстро выполнить задание.
«Найди картинку»

Полезная игра для всех ребят старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: закрепление правильного употребления пространственных предлогов.
Задачи: учить адекватному использованию пространственных предлогов; совершенствовать пространственные представления; развивать зрительное внимание.
Игровое оборудование: кубики, на гранях которых изображены предметы в разном пространственном расположении.
Ход игры: ребенку предлагается набор кубиков и дается инструкция: посмотреть внимательно на картинки на каждой стороне кубика и выбрать ту, на которой один предмет расположен за другим. Положить этот кубик выбранной стороной вверх. Рассказать, как расположены предметы. (Кровать за шкафом. Лиса за елкой и т. д.).
«Классификация»
Аналогично можно использовать кубики для классификации и закрепления обобщающих слов.
Цель: закрепление правильного употребления пространственных предлогов.
Задачи: учить адекватному использованию пространственных предлогов; совершенствовать пространственные представления; развивать зрительное внимание.
Игровое оборудование: кубики, на гранях которых изображены предметы в разном пространственном расположении.
Ход игры: ребенку предлагается набор кубиков и дается инструкция: посмотреть внимательно на картинки на каждой стороне кубика и выбрать ту, на которой один предмет расположен за другим. Положить этот кубик выбранной стороной вверх. Рассказать, как расположены предметы. (Кровать за шкафом. Лиса за елкой и т. д.).
«Классификация»
Аналогично можно использовать кубики для классификации и закрепления обобщающих слов.