Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Постановка шипящих звуков

Упражнения
В статье раскроем секреты быстрой постановки шипящих звуков, а также расскажем, что мешает при постановки и на что точно нужно обратить внимание.

Поделится своими знаниями наш эксперт Нина Никифорова — учитель — логопед, магистр дефектологии, ведущий вебинаров, специалист в области диагностики детей раннего возраста.

Диагностика

Начнем с этапа диагностики. Необходимо выяснить с чем связано нарушение или отсутствие шипящих звуков, например, из-за произношения звуков в бок, произношения звука в щеки, из-за носового произношения, губно-зубного произношения или ребенок замещает шипящие звуки на свистящие. От этого уже будут зависеть этапы постановки звуков.

Если у ребенка раздуваются щеки, значит плохо работают боковые края языка и нам надо их укреплять упражнениями на покусывание боковых краев языка, упражнением «Горочка». Если ребенок заменяет шипящие на свистящие звуки мы проверяем различает ли он фонематически свистящие и шипящие звуки, например, называем слова со звуком «Ш» и просим в этот момент хлопнуть в ладоши. Если ребенок ошибается, то перед этапом постановки нам необходимо провести работу по развитию фонематического слуха у ребенка.

Важно натренировать язык, предлагая ребенку различные артикуляционные упражнения, например, упражнение «Горочка», «Лопатка». Все упражнения делаются под счет до 10, максимум до 15.

Упражнения для постановки звуков

Помимо «Горочки», «Лопатки» делаем упражнение «Фокус или парашют». Мы кладём кусочек салфеточки на кончик носа, просим ребенка высунуть широкий язычок и подуть на салфеточку. Если салфеточка подлетает вертикально вверх, значит воздушная струя идет по средней линии языка и ребенок выполняет упражнение верно. Если салфетка падает, летит вперед воздушная струя идет не в том направлении и нужно работать над постановкой воздушной струи.

Можно придумать, что наш язык отправился в космос. В космосе у нас невесомость. Вот и наш кончик язычка не должен дотрагиваться ни до чего и поэтому ребенок должен старается, чтобы кончик язычка не до чего не дотрагивался.

Для постановки шипящих звуков нужна хорошая воздушная струя. Берем маленький лавровый листик, ставим на альвиол и просим придавить кончиком языка. После этого просим ребенка произнести звук «Т» с ветерком. И у нас получается хорошая воздушная струя.

Если у ребенка есть звук «Р», можем остановить произнесение звука палочкой и получится звук «Ш» и дальше можем просить произнести слог.

Необходимо отследить понимает ли ребенок когда у него работают и не работают голосовые связки.

Следующий вариант постановки от звука «С» или «З». Ребенок произносит длительно звук «С», мы поднимаем шпателем кончик языка. Тем самым у нас получается звук «Ш».

Можно для постановки «Ч» использовать слог «АТЬ». Ребенок произносит «АТЬ» и мы поднимаем кончик языка вверх. Получается «АЧЬ». Чтобы звук звучал лучше мы не улыбаемся, а выдвигаем губки вперед.

Можно ставить от «ОСЬ» звук «Щ».

Очень важно, чтобы и артикуляция, и чередование упражнений для губ («Лягушка-слоник») также присутствовали в постановке звуков.

Если воздушная струя будет прохладная, то кончик языка опустился, соответственно, мы отрабатываем нашу артикуляцию.

Каждый специалист выбирает тот вариант постановки, который ему ближе и удобнее, также опираемся на возможности конкретного ребенка.

Желаем успехов!