Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Секреты постановки звуков «Р» и «РЬ»

Упражнения Методики работы
Как поставить звуки «Рь» и «Р»? Что мешает постановке звуков, на что обратить внимание? На вопросы отвечает Светлана Коренева — логопед, дефектолог, педагог по подготовке к школе.

Постановка в положении “грибок”

В норме у ребенка язык должен лежать в положении «грибок», у него должна быть хорошая воздушная струя и практически нет других патологий. В таком случае достаточно научить ребенка выполнять упражнение «грибок»: присосать язык к небу, широко открыв ротик. После этого нужно будет подуть на кончик языка, выдувая звук «Д» или любой другой. При сильном выдохе получается звук «Р».

Постановка в положении “лошадка”

Что делать, если ребенок не может поднять язычок в «грибочек»? В этом случае нам помогут две ватные палочки. Если ребенок умеет делать упражнение «лошадка», тогда мы можем попросить его сделать «лошадку» и задержать язычок наверху. Мы поймали наш язычок двумя ватными палочками и не даем ему опуститься вниз и просим ребенка выдохнуть звук «Р». Если язычок в правильном положении, то у нас получится красивый звук «Р».

Если у ребенка не получается сделать и «Лошадку», то постановка звука «Р» будет гораздо более длительной.

Постановка от звука «Д»

Это самый распространенный и простой способ. Ставим язык за верхние зубки, язык должен упираться в маленький бугорочек и просим ребенка повторить звук «ДДДД». В это время двумя ватными палочками ведем влево-вправо как будто мы чистим зубы чем быстрее, тем лучше. Такая постановка занимает довольно долгое время, но доступна практически всем деткам.

Постановка при помощи шпателя

Ставим язычок в положение «парус» и наш язычок нам надо прижать к небу, чтобы у нас получился «грибок». Просим ребенка выдохнуть звук «Ж». Если ребенок не умеет произносить звук «Ж» нам поможет шпатель. Просовываем его под язычок и проговариваем звук «Д» (заводим язык влево-вправо).

Постановка при помощи массажного зонда

Этот способ я использую довольно редко, но он эффективен для детей с плохим тонусом языка. Берем зонд с массажными шариками, приподнимаем язычок и массируем зондом вперед-назад, ребенок при этом произносит звук «Д».

Постановка при помощи салфетки

Этот способ очень любят дети, кто не любит массаж, зонд и у кого выраженный рвотный рефлекс. Сворачиваем и растягиваем обычную тонкую салфетку. Спрятали нашу салфетку под язычок. Будем вытаскивать салфетку из ротика вперед со звуком «Д». У нас уже создается вибрация.

Постановка через звукосочетание «ДЫ» или «ДЫН»

Берем шпатель, кладем плоско под язычок, язычок бежит влево-вправо, при этом ребенок говорит «ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫН». Второй способ: ставим шпатель узкой стороной под язык и опять просим произнести «ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫН».

Есть дети, которые не умеют выполнять упражнения «грибок» и «лошадка», но, благодаря упражнению «горка», у них получается рычать. Потому что при выполнении упражнения «горка» укрепляется корень языка. Сделали «горку» и помассировали шпателем под язычком.

У каждого ребенка местонахождение звука «Р» может быть разным. У кого-то за зубками, у кого-то дальше. В этом хорошо помогает шпатель, ватные палочки.

Постановка с помощью резинки и бусинки

Берем резинку и силиконовую бусинку. Просовываем резиночку в бусинку. Язычок ставим в положение «парус» и заводим бусинку под язык, массируем вверх-вниз или вперед-назад со звуком «Д».

Постановка с помощью упражнения «Закрытый жук»

Если ребенок умеет произносить звуки «З» и «Ж», то этот способ просто идеальный. Нам нужно широко улыбнуться, язычок спрятан за зубками и язычок бежит от звука «З» до звука «Ж», проговаривая его внутри ротика. Следим за тем, чтобы улыбка оставалась широкой. Потом немного приоткрываем рот и повторяем звуки «З» и «Ж».

Постановка с помощью звуков «З» и «Ж» и ватных палочек

Если ребенок произносит звук «З», то мы берем палочку и кладем язычок на палочку и водим влево-вправо, произнося звук «З». Можно проговаривать звук «Ж». Почему эти звуки? Потому что звуки «Ж» и «З» звонкие, и звук будет у нас звонче.

Постановка с помощью звука «Ш»

У некоторых детей звук «Р» удается поставить при постановке звука «Ш». В таком случае автоматизируете звук «Р». Это значит, что артикуляция готова и воздушная струя достаточна сильна для этого звука. Звук «Ш» может и подождать.

Постановка воздушной струи с помощью палочки-вертушки

Такие палочки в первую очередь направлены на постановку воздушной струи. Чем струя сильнее, тем громче будет наш звук. Но не всегда дети сдувают ватку с носа, а такие палочки любят все. Ребенок дует на палочку, просим язычок спрятать за зубки и подуть. Для вибрации этого достаточно. От этого звука уже можно автоматизировать дальше. Автоматизировать нужно только звонкие звуки, а не глухие.

Успехов!