Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Афазия

Диагностика и коррекция
Афазия – это утрата речевых функций, которая происходит из-за поражения центра речи в коре головного мозга. В результате человек теряет возможность говорить и/или воспринимать разговор на слух, а в некоторых случаях читать или писать.

Симптомы афазии

Главный признак афазии — нарушение речевого процесса. Конкретные нарушения зависят от места развития патологического процесса в коре мозга. В зависимости от зоны поражения у пациента могут наблюдаться следующие симптомы:
  • бессвязная, несогласованная речь;
  • непонимание написанного текста;
  • непонимание смысла фраз, состоящих из союзов слов;
  • перестановка звуков в словах;
  • устойчивое повторение слов или фраз (персервации);
  • расстройство письма;
  • нарушение навыков чтения;
  • ухудшение зрительной и слуховой памяти;
  • забывание названий знакомых вещей.

Основные методы диагностики

Диагностика афазии предполагает привлечение нескольких специалистов, включая невролога, нейропсихолога и логопеда.
Для выявления очага поражения и выяснения непосредственных причин патологии применяется МРТ и КТ, УЗДГ сосудов головы и шеи, а также дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).
Для диагностирования заболевания в логопедической практике применяется дифференциальная диагностика. Это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия. Не проведя дифференциальную диагностику логопед не сможет правильно выбрать тактику коррекционного воздействия и распланировать коррекционную работу. Основной задачей дифференциальной диагностики является выявление нарушения в развитии ребенка с соотнесением данного конкретного случая к определенному варианту дизонтогенеза.
Нейропсихолог также проводит диагностику:
  • слухоречевой памяти;
  • праксиса;
  • зрительного гнозиса;
  • интеллектуальных процессов;
  • конструктивно-пространственной деятельности.
В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.

Способы коррекции

Включают в себя: лечение причины заболевания, логопедические занятия и устройства для расширения спектра коммуникации.
Лечение основного заболевания, которое вызвало данную патологию, включает в себя использование ноотропов и церебропротекторов, сосудистых препаратов, природных антиоксидантов и нейропротекторов. При необходимости проводится хирургическое вмешательство. Важной частью терапии являются физиотерапевтические процедуры: иглорефлексотерапия, электрофорез, ЛФК, массаж.
Восстановление речи при афазии проводится на соответствующих логопедических занятиях, содержание которых зависит от конкретной формы афазии.
В большинстве случаев при правильно проведенной терапии сохраняется благоприятный прогноз, т.е. удается вернуть речевую функцию. На эффективность проводимого лечения зависит ранняя диагностика, а также время начала коррекции.
Узнать все о диагностике, лечении и профилактике афазии можно на нашем курсе профессиональной переподготовки «Логопед с дополнительной квалификацией дефектолога по работе с детьми дошкольного возраста».

Для кого курс:

1. Воспитатели. Чтобы помочь детям с речевыми нарушениями и детям с ОВЗ, облегчить их обучение и адаптацию в коллективе.
2. Учителя начальных классов.Чтобы знать техники и методики запуска речи и постановки звуков у детей с различными нарушениями речи и использовать их в своей работе.
3.Социальные педагоги. Чтобы оказывать психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и получить дополнительную квалификацию.