«Любой ребенок уникален и талантлив по-своему» - уверен наш эксперт, нейрологопед Мария Ефимова.
С Марией, учителем логопедом, дефектологом высшей квалификационной категории обсудим какие звуки должны быть у дошкольников в норме, какие артикуляционные упражнения и игры могут помочь в профилактике нарушений звукопроизношения и когда обращаться к логопеду.
Звуки в норме

Когда ребенок рождается, открываются легкие и он произносит свой первый звук «А». Чем старше он становится, тем больше звуков появляется в речи. Развитие речи зависит от многих факторов: от появления зубов, кормит ли его мам грудью или искусственно, дает ли прикорм долгое время или вовремя вводит жесткую пищу, проводит ребенок много времени у телевизора или мама уделяет время общению с ребенком.
В три месяца мы наблюдаем гуление гласными звуками. В 6−9 месяцев появляется лепетная речь, формируются согласные. Мы слышим первые слова: мама, папа, баба.
По мере роста зубов у нас формируются другие согласные. В первый год жизни ребенок может произносить короткие слова.
С года до трех идет формирование гласных и согласных звуков.
В три годах я смотрю у ребенка звуки свистящего ряда. В норме звук «с» может смягчаться, потому что у ребенка кончик языка находится еще не в достаточном тонусе. Что может насторожить? Если звук «ся» остается до четырех лет. Тогда нужно укреплять кончик языка.
С 4 до 5 лет формируется шипящий ряд звуков такие как «ш», «ж», «ч», «щ». В 4 года может быть еще физиологическая замена, например, не «жаба», а «заба». Что может насторожить? Что к 5 годам ничего не поменялось или ребенок путает: сегодня говорит «шапка», а завтра «сапка». Здесь необходима помощь логопеда.
В 5, 5,5 лет смотрится сонорный ряд. В норме может быть замена, например, не «лапа», а «вапа».
В три месяца мы наблюдаем гуление гласными звуками. В 6−9 месяцев появляется лепетная речь, формируются согласные. Мы слышим первые слова: мама, папа, баба.
По мере роста зубов у нас формируются другие согласные. В первый год жизни ребенок может произносить короткие слова.
С года до трех идет формирование гласных и согласных звуков.
В три годах я смотрю у ребенка звуки свистящего ряда. В норме звук «с» может смягчаться, потому что у ребенка кончик языка находится еще не в достаточном тонусе. Что может насторожить? Если звук «ся» остается до четырех лет. Тогда нужно укреплять кончик языка.
С 4 до 5 лет формируется шипящий ряд звуков такие как «ш», «ж», «ч», «щ». В 4 года может быть еще физиологическая замена, например, не «жаба», а «заба». Что может насторожить? Что к 5 годам ничего не поменялось или ребенок путает: сегодня говорит «шапка», а завтра «сапка». Здесь необходима помощь логопеда.
В 5, 5,5 лет смотрится сонорный ряд. В норме может быть замена, например, не «лапа», а «вапа».
Профилактика нарушений звукопроизношения: артикуляционная гимнастика

Делюсь с вами упражнениями, которые я сама собирала. Если ребенок маленький, то упрощаем комплекс, даем упражнения по силам.
Первое упражнение «Слоник и лягушка»необходимо для того, что свистящие звуки отличить от шипящих. На «раз» — улыбнуться, показать сомкнутые зубы, удерживать губы в таком положении произнося звук «и»; на счёт «два» — сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении, произнося звук «у». Чередовать движения «лягушка — слоник» под счёт «раз — два». Повторить 3−4 раза.
Второе упражнение «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, чтобы бока язычка были загнуты вверх в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти. Повторить 3−4 раза.
Третье упражнение «Палочка» для укрепления кончика языка. Для этого упреждения вам понадобится либо ватная палочка либо палочка для коктейлей, можно использовать карандаш, ручку. Чем тяжелее будет предмет, тем лучше. Нужно положить палочку на кончик языка под счет до пяти. Повторить 3−4 раза.
Четвертое упражнение «Заборчик».Улыбаемся, делая «заборчик» зубками, соединяем зубки и рассоединяем, показывая язычок под счет до пяти. Повторить 3−4 раза.
Пятое упражнение «Цоканье» для сонорных звуков. Цокаем языком так, как цокает лошадка на счет до пяти. Язык полностью прижимается к нёбу и резко отрывается от него. Затем поднимаем кончик языка наверх.
Первое упражнение «Слоник и лягушка»необходимо для того, что свистящие звуки отличить от шипящих. На «раз» — улыбнуться, показать сомкнутые зубы, удерживать губы в таком положении произнося звук «и»; на счёт «два» — сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении, произнося звук «у». Чередовать движения «лягушка — слоник» под счёт «раз — два». Повторить 3−4 раза.
Второе упражнение «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, чтобы бока язычка были загнуты вверх в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти. Повторить 3−4 раза.
Третье упражнение «Палочка» для укрепления кончика языка. Для этого упреждения вам понадобится либо ватная палочка либо палочка для коктейлей, можно использовать карандаш, ручку. Чем тяжелее будет предмет, тем лучше. Нужно положить палочку на кончик языка под счет до пяти. Повторить 3−4 раза.
Четвертое упражнение «Заборчик».Улыбаемся, делая «заборчик» зубками, соединяем зубки и рассоединяем, показывая язычок под счет до пяти. Повторить 3−4 раза.
Пятое упражнение «Цоканье» для сонорных звуков. Цокаем языком так, как цокает лошадка на счет до пяти. Язык полностью прижимается к нёбу и резко отрывается от него. Затем поднимаем кончик языка наверх.
Профилактика нарушений звукопроизношения: нейроигры

В своей практике я давно применяю нейроигры и вижу очень хорошие результаты. Они полезны как детям, так и взрослым и развивают все психические процессы: речь, концентрацию внимания, память, мышление.
«Пальчики здороваются».
Для детей от трех лет. Ладони соединяются таким образом, чтобы каждый палец правой руки был соединен с соответствующим пальцем левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.). Затем каждая пара пальцев несколько раз рассоединяется и соединяется. Остальные пальцы в это время сомкнуты.
Во время игры произносим чистоговорки:
СА-СА-СА — вот идет лиса.
СЫ-СЫ-СЫ — хвост пушистый у лисы.
СУ-СУ-СУ — видел я в лесу лису.
«Печем оладушки как у нашей бабушки»
Для детей от трех лет. Правая рука лежит ладонью вниз, а левая — ладонью вверх; Одновременная смена позиции со словами:
ЗА-ЗА-ЗА — зайке в дом идет коза.
«Коза-корова»
Для детей от пяти лет. Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову» со словами:
Шишки на сосне, шашки на столе.
«Коза-зайка»
Для детей от шести лет. Зайчик — указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижаты большим пальцем к ладони. Коза — Указательный палец и мизинец вытянуты вверх, средний и безымянный прижаты большим пальцем к ладони. Выполняется одновременно обеими руками. Во время игры произносим чистоговорку:
ЛА-ЛА-ЛА — где-то ласточка была.
При усвоении методики игр, можно усложнять задачу: делать упражнения через хлопок, стоя на одной ноге или с закрытыми глазами.
Помните, что 5−6 лет — это тот возрастной рубеж, когда нужно отработать постановку звуков с логопедом и идти в школьную жизнь.
«Пальчики здороваются».
Для детей от трех лет. Ладони соединяются таким образом, чтобы каждый палец правой руки был соединен с соответствующим пальцем левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.). Затем каждая пара пальцев несколько раз рассоединяется и соединяется. Остальные пальцы в это время сомкнуты.
Во время игры произносим чистоговорки:
СА-СА-СА — вот идет лиса.
СЫ-СЫ-СЫ — хвост пушистый у лисы.
СУ-СУ-СУ — видел я в лесу лису.
«Печем оладушки как у нашей бабушки»
Для детей от трех лет. Правая рука лежит ладонью вниз, а левая — ладонью вверх; Одновременная смена позиции со словами:
ЗА-ЗА-ЗА — зайке в дом идет коза.
«Коза-корова»
Для детей от пяти лет. Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову» со словами:
Шишки на сосне, шашки на столе.
«Коза-зайка»
Для детей от шести лет. Зайчик — указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижаты большим пальцем к ладони. Коза — Указательный палец и мизинец вытянуты вверх, средний и безымянный прижаты большим пальцем к ладони. Выполняется одновременно обеими руками. Во время игры произносим чистоговорку:
ЛА-ЛА-ЛА — где-то ласточка была.
При усвоении методики игр, можно усложнять задачу: делать упражнения через хлопок, стоя на одной ноге или с закрытыми глазами.
Помните, что 5−6 лет — это тот возрастной рубеж, когда нужно отработать постановку звуков с логопедом и идти в школьную жизнь.