
Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия.
Дыхательная гимнастика в стихах отлично развивает речевой аппарат, координацию движений и дыхательную мускулатуру. К тому же в процессе выполнения малыши часто запоминают строки понравившихся стишков и заодно тренируют память
Правила выполнения упражнений:
- вдыхаем через нос, выдыхаем через рот;
- плечики не поднимаются;
- вдохи медленные и плавные, щечки не надуваются;
- можно: проветрить комнату;
- нельзя: заниматься сразу после еды.
«Ветерок»
«У-у-у-у-у...»
Так завывает ветер
То в поле, то в трубе.
А ну-ка ты попробуй:
Удастся ли тебе?
Произносим нараспев звукосочетания гласных: А, АО, АЭ, АИ, АУ, О, ОА, ОЭ, ОИ, ОУ, Э, ЭА, ЭО, ЭИ, ЭУ, АОЭ, АЭО, АОИ, АЭУ, ОАЭ, ОЭА, ОАИ, ОЭУ, ЭАО, ЭОА, ЭАИ, ЭОУ и т.д.
«Ёжик»
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
Поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом, затем поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы.
«Чудо-нос»
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
После слов «задержу дыхание» ребенок делает вдох, и задерживает дыхание.
«Бегемотик»
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Выполняем упражнение в положении лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.
"Мой воздушный шарик"
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
"Яблоня"
Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.
Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:
Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.
Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,
Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.
А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая,
И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.
(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).
Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.
Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.
(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).
Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.
(Дети покачивают руками из стороны в сторону).
Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,
Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.
(Дети дуют все вместе).
Сразу яблоки упали и о землю застучали,
Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,
Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.
(Топают ногами).
Одно яблоко осталось, повисело еще малость,
Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.
Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.
(Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).
"Лесная азбука"
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия,
"осваивают" лесную азбуку:
"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).
"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).
"Дует ветерок"
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и
выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
"Жуки"
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "жук".
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
"Варим кашу"
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.
Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").
«Каша варится»
(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).
Раз, два,три,
Горшочек, не вари.
"Дразнилка" или "Изобрази животное"
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу.
"Веселые движения"
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).
Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).
И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).
Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.