Успешная коррекция речи — блог для логопедов

Точки развития для формирования игровой инклюзивной среды в детском сообществе

Методики работы
Процент детей с особыми образовательными потребностями (ООП), посещающих дошкольные образовательные учреждения, ежегодно увеличивается. Перед педагогами возникают новые вызовы:
  • Как привнести инклюзивную дидактику в дошкольное образование.
  • Как создать безопасную и в то же время мотивирующую среду.
  • Как выбрать игрушку (игру) для ребенка с учетом его нарушений.
На эти и другие вопросы ответит эксперт Невмятуллина Светлана Олеговна. Светлана Олеговна - победитель муниципального конкурса «Воспитатель года- 2019», старший воспитатель МБОУ образовательный центр «Флагман» с углублённым изучением отдельных предметов дошкольное отделение — детский сад №97.
О детском сообществе говорят очень много. Но не всегда вспоминают о тех детках, которым сложно адаптироваться в группе детей, где находятся нормотипичные дети. Как же нам сделать так, чтобы дети с ООП не чувствовали себя одинокими? Как сделать так, чтобы нормотипичные дети не чувствовали себя обделенными?

Как обеспечить условия для достижения всеми участниками образовательного процесса максимальных результатов в интеллектуальном, физическом и личностном развитии, а также в социальном взаимодействии?

Разберем задачи педагога в формировании образовательного пространства:
  • Обучение взаимодействию
  • Помощь в преодолении сложностей развития
  • Внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка
  • Объединение всех участников образовательного процесса.

Что может помочь педагогу?

Можно выделить три основных направления для детей с ООП:
  1. Физическое пространство
  2. Коммуникативное пространств
  3. Субъективное пространство
Если говорить о том, какая должна быть среда в инклюзивном образовании, то мы должны для себя выделить особенности тех детей, которые присутствуют в группе:
  • «застревание» на стадии предметной игры;
  • отказ от действия с предметами в соответствии с их функциональным назначением;
  • Незаинтересованность игрушками и игровыми предметами;
  • отсутствие интереса в игре к другим детям;
  • затруднение в использовании предметов – заместителей или отсутствие данного умения.

Какой же должна быть развивающая среда для детей ООП?

Выделим несколько очень важных компонентов:
Зонированная мобильная – зонирование пространство необходимо для того, чтобы ребенку было легче воспринимать происходящее и быть активным участником, субъектом событий. Пространство можно сделать гибким за счет использования модульной мебели.
Доступность всех элементов среды для дошкольников с ООП, возможность выбора видов деятельности, игровой материал, включающий разные уровни сложности.
Безопасная – безопасные материалы. Насыщенность и многообразие во избежание конфликтов среди детей с ООП, устойчивая, иногда зафиксированная, негромоздкая мебель, отсутствие или недоступность для ребенка с ООП, игр, игрушек с мелкими деталями.
Мотивирующая – материал оборудования должным быть ярким, крупным, создание игровых ситуаций, стимулирующих взаимодействие и общение детей с ЗПР, включение в развивающую среду материалов и пособий, использование которых стимулирует формирование положительных эмоций.
Персонифицированная – с учетом индивидуальных особенностей ребенка, осуществляется по итогам мониторинга, отражающая «голос ребенка» в образовательном пространстве.
Провоцирующая – наличие в развивающей среде алгоритмов. Маркеров пространства позволит самостоятельно, без помощи со стороны взрослого и сверстников организовать и структурировать игровую деятельность, самообслуживание и трудовую деятельность дошкольникам с задержкой психического развития.
Автодиактичная -когда дети самостоятельно что-то придумывают.

Игрушки и игры для детей с ООП:

  • Волшебный мешочек (развитие тактильного восприятия, развитие речи).
  • Пластилинография (коррекция моторной сферы, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы).
  • Зеркало эмоций (обогащение эмоционального опыта детей).
  • Ниткография (развитие эмоционально-волевой сферы, зрительно-моторной координации обучение грамоте).
  • Арт-игры (рисование на воде в технике Эбру) – снижение тревожности детей, улучшение работы ручного праксиса, развитие зрительно-моторной координации.
  • Игры на стеклянном мольберте (обогащение познавательной и коммуникативной сферы, преодоление неуверенности, обогащение сенсорного опыта).
Какая бы ни была образовательная среда, ничего не заменит доброжелательной обстановки. Когда мы, педагоги, научимся сами воспринимать таких детей, тогда у нас все получится!